Эксперты поддержали законопроект, усиливающий работу инспекторского состава ООПТ | Экспертный совет по заповедному делу

Экспертный совет по заповедному делу направил обращение в адрес Председателя Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, в котором предложил поддержать проект федерального закона № 319750-8 «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и, по возможности, обеспечить его скорейшее принятие.

Законопроект предусматривает возможность осуществления государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ в форме постоянного рейда.

Законопроект был подготовлен при консультативной поддержке Экспертного совета по заповедному делу и внесен заместителем председателя Комитета ГосДумы по экологии Г.К. Араповым, депутатами Государственной Думы С.В.Авксентьевой, К.А.Горячевой, В.А.Даванковым, О.Ю.Леоновым.

Экспертный совет по заповедному делу считает принятие этого законопроекта крайне важным для обеспечения эффективности функционирования заповедной системы России.

Принятые в последние годы изменения в законодательстве о государственном контроле (надзоре) существенно осложнили и без того непростую работу государственных инспекторов на ООПТ.
Специфика государственного контроля (надзора) на ООПТ требует постоянного, иногда многодневного присутствия и перемещения инспекторов на ООПТ и в их охранных зонах.

На сегодня единственной формой контрольно-надзорных мероприятий, которые позволяют инспекторам находиться на контролируемой территории, является выездное обследование, что далеко не полностью соответствуют особенностям контрольно-надзорной деятельности на ООПТ. Так, выездное обследование, в отличие от постоянного рейда, не предусматривает взаимодействия инспектора с контролируемым лицом, что может создать определенные сложности в работе инспектора. Срок проведения выездного обследования одного объекта (или нескольких в непосредственной близости) не может превышать один рабочий день, длительное же нахождение на ООПТ требует специального оформления, что усложняет организацию работу по надзору.

При этом в действующем законодательстве под постоянным рейдом понимается режим государственного контроля (надзора), заключающийся в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля и перемещения инспекторов по определенной территории в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений. Также законодательство обязывает контролируемых лиц по требованию инспектора остановиться, обеспечить беспрепятственный доступ к транспортным средствам или иным производственным объектам, предоставить для ознакомления соответствующие документы. Выездное обследование не предполагает такой обязанности.

Таким образом, именно режим постоянного рейда является формой контрольно-надзорных мероприятий, наиболее соответствующей особенностям осуществления государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ.

Однако, постоянный рейд может осуществляться лишь в случае, если это предусмотрено федеральным законом о виде контроля (в случае контроля в области ООПТ — это Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»).

Предлагаемая законопроектом норма о возможности постоянного рейда существенно повысит эффективность государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ.

Посмотреть полный текст обращения

03.04.2023