«Нулевое» чтение законопроекта, угрожающего системе ООПТ, прошло в Общественной палате РФ с активным участием членов Экспертного совета по заповедному делу | Экспертный совет по заповедному делу

«Нулевое» чтение законопроекта, угрожающего системе ООПТ, прошло в Общественной палате РФ с активным участием членов Экспертного совета по заповедному делу

Окт 2, 2024 | Новости Экспертного совета

2 октября в Общественной палате РФ состоялось «нулевое» чтение законопроекта № 693961-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и статью 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В обсуждении приняли активное участие члены МОО «Экспертный совет по заповедному делу».

Законопроект, внесенный в Государственную Думу РФ Ставропольской краевой думой, устанавливает возможность изменения границ или упразднения особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения, а также реализации на ООПТ всех категорий хозяйственных проектов.

Открывая заседание, Елена Шаройкина, глава Комиссии по экологии и устойчивому развитию Общественной палаты РФ, отметила, что на долю ООПТ регионального значения приходится 88% от общего числа ООПТ России и 52% от их суммарной площади. Сегодня, когда в качестве одной из национальных целей обозначено экологическое благополучие, недопустимо использовать ООПТ в угоду сиюминутной выгоде. В контексте обсуждения законопроекта она напомнила о международных обязательствах России, в т.ч. в рамках Конвенции о биологическом разнообразии.

Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды России Артур Чертов сообщил, что в настоящее время Минприроды России готовит отзыв на законопроект и что в представленном виде он не может быть поддержан. Среди замечаний было озвучено, что предлагаемое регулирование не предусматривает критериев вовлечения части региональных ООПТ в хозяйственный оборот и альтернативные возможности размещения линейных объектов, дорожно-транспортной, инженерной и иной инфраструктуры, в законопроекте отсутствуют компенсационные мероприятия и обязательность проведения государственной экологической экспертизы. В случае, если часть ООПТ изымается или ООПТ упраздняется по причине гибели природных комплексов и объектов, законопроект не определяет, кто и по каким критериям будет устанавливать факт этой гибели.   

Александр Чибилев, академик РАН, председатель Постоянной Природоохранительной комиссии Русского географического общества высказал мнение о недопустимости принятия обсуждаемого законопроекта. По его словам, за годы существования Федерального закона «Об ООПТ» в него было внесено 45 поправок, ослабляющих режим ООПТ федерального и регионального значения и разрешающих разнообразную хозяйственную деятельность, однако не было принято ни одной поправки, усиливающей  режим их особой охраны. В качестве примеров, которые могут стать массовыми в случае принятия законопроекта, он привел утрату уникальных пойменных дубрав из-за строительства дороги через природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» и разрешение нефтедобычи в Бузулукском бору. Он подчеркнул необходимость создания независимого Федерального агентства по ООПТ и выступил с предложением введения моратория на дальнейшую ревизию Федерального закона «Об ООПТ».

Михаил Крейндлин, координатор программы по ООПТ природоохранного проекта «Земля касается каждого» Ассоциации «Охрана природы», член Бюро МОО «Экспертный совет по заповедному делу» аргументированно разъяснил, почему законопроект в представленной редакции противоречит действующему законодательству, приведет к разрушению особо охраняемых природных комплексов и нарушению международных обязательств России, а также содержит коррупциогенные факторы. Так, законопроектом не определено, кто, в каком порядке и по каким основаниям устанавливает необходимость частичного хозяйственного использования ООПТ регионального значения, принимает решение о том, что осуществление мер охраны в соответствии с законодательством возможно без сохранения режима ООПТ регионального значения, подтверждает факт гибели природных комплексов и объектов при упразднении региональных ООПТ. Не определено и само понятие «гибель природных комплексов и объектов». Эксперт привел многочисленные примеры незаконного изъятия земель и ослабления режима ООПТ в интересах хозяйственной деятельности, которые в случае принятия данного законопроекта могут приобрести массовый характер.

Всеволод Степаницкий, сопредседатель МОО «Экспертный совет по заповедному делу», заслуженный эколог Российской Федерации указал на противоречие обсуждаемого законопроекта стратегическим документам нашей страны – Экологической доктрине РФ, Основам  государственной политики РФ в области экологического развития на период до 2030 года,  Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года и указу Президента России «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», рассматривающих развитие и устойчивое функционирование системы ООПТ в числе национальных приоритетов в сфере экологии.  Также законопроект концептуально не соответствует Куньминьско-Монреальской глобальной рамочной программе в области биоразнообразия, приверженность которой подчеркнули в совместном заявлении от 16 мая этого года лидеры России и КНР. Эксперт привёл наглядные примеры восстановления утратившего ценность памятника природы (вместо его упразднения), неоправданной ликвидации заповедника после лесного пожара, умышленного нанесения ущерба ООПТ, создающего перспективы снятия охранного статуса для вовлечения земельного участка в хозяйственный оборот. Степаницкий подчеркнул необходимость различать декларируемое заинтересованными лицами отсутствие альтернативы при выборе места реализации хозяйственных проектов и реальную невозможность соответствующей деятельности на иной территории.

Александр Хорошев, доктор географических наук, профессор геофака МГУ им. М.В. Ломоносова, член Экспертного совета по заповедному делу привел аргументы, почему понятие гибели природного комплекса, которая рассматривается в законопроекте как одно из оснований для упразднения региональных ООПТ, является антинаучным и не должно быть использовано для обоснования хозяйственного освоения ООПТ. В частности, он указал на большое число полезных функций, которые выполняет ООПТ, и на возрастание со временем ее способности к восстановлению в случае ограничения хозяйственной деятельности.

Аргументы о недопустимости принятия законопроекта высказали в ходе обсуждения и другие члены Экспертного совета по заповедному делу – Аркадий Тишков, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, заведующий лабораторией биогеографии  Института географии РАН, Сергей Найденко, член-корреспондент РАН, директор Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, Николай Соболев, кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института географии РАН, Ольга Канищева, начальник ГБУ «Дирекция ООПТ Владимирской области», Виктор Петров, руководитель программы сохранения лесов и биоразнообразия Кольского центра охраны дикой природы, Асхат Каюмов, председатель Совета Экологического центра «Дронт».

Официальное заключение по итогам «нулевого» чтения будет направлено в Государственную Думу РФ и в Государственно-правовое управление Президента РФ.