Проект законодательной инициативы № 8-597 «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» был внесен в Совет законодателей Государственным Советом Чувашской Республики.
МОО «Экспертный совет по заповедному делу» направлено в Комитет Совета Федерации ФС РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию заключение о недопустимости принятия данного проекта законодательной инициативы № 8-597, позволяющей упразднять ООПТ и менять их границы.
В заключении указывается на противоречие законопроекта действующему законодательству, а также на риски разрушения особо охраняемых природных комплексов и нарушения международных обязательств нашей страны в случае его принятия.
Среди подписавших заключение – академики РАН Вячеслав Рожнов и Юрий Дгебуадзе, члены-корреспонденты РАН Виктор Данилов-Данильян, Наталья Лукина, Сергей Найденко, Никита Чернецов, Фатимат Темботова, Борис Воронов, заслуженные деятели науки РФ Аркадий Тишков и Светлана Шлотгауэр, заслуженные экологи РФ Тамара Злотникова, Евгений Шварц, Всеволод Степаницкий, Екатерина Ткаченко, Мария Онуфреня, Виктория Элиас, Наталья Дронова, профессора Александр Хорошев, Александр Цетлин, Владимир Онипченко, Игорь Жигарев, Валерий Акатов и другие представители известных научных и общественных природоохранных организаций, руководители региональных дирекций ООПТ.
Законопроект устанавливает возможность упразднения или изменения границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ) как федерального, так и регионального значения, причём для федеральных ООПТ законопроект не указывает оснований для решений об их упразднении.
Законопроектом устанавливается возможность изъятия из состава ООПТ земельных участков и водных объектов, необходимых для реализации национальных целей и стратегических задач, а также значимых проектов в области социально-экономического развития субъектов РФ. Это противоречит целям создания ООПТ по сохранению природных комплексов, имеющих особое природоохранное, научное и культурное значение.
Законопроект предусматривает, что упразднение ООПТ регионального значения допускается в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного и иного особо ценного значения невозможно. При этом индикаторы и критерии оценки утраты ООПТ основных функций, ради сохранения которых она создавалась, в законопроекте отсутствуют, что создает огромные возможности для злоупотреблений.
Согласно законопроекту, дополнительным условием принятия регионального значения решения об упразднении или изменении границ ООПТ является согласование с Минприроды России. В заключении Экспертного совета приводятся многочисленные примеры согласования со стороны Минприроды подобных решений региональных органов власти, даже если они вели к нарушению целостности ООПТ и разрушению охраняемых в них природных комплексов.
В части возможности изменения границ ООПТ федерального значения (кроме их расширения) законопроект противоречит другим статьям действующей редакции федерального закона об ООПТ, а также земельному и лесному законодательству.
Кроме того, законопроект противоречит Федеральному закону «Об охране окружающей среды» и утвержденным Президентом России стратегическим документам Российской Федерации в части экологической политики, а его принятие будет препятствовать выполнению Россией международных обязательств в сфере территориальной охраны природы.
В заключении Экспертного совета отмечается, что подобные инициативы неоднократно вносились ранее, в частности, Ставропольской областной думой, Государственным Советом Удмуртской Республики, Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа, депутатом ГосДумы Виктором Пинским. Все они были отозваны в связи с мощным общественным противостоянием и консолидированным мнением профессионального экспертного сообщества о неприемлемости их принятия.