Об очередных нарушениях закона в связи с планами строительства дороги через нацпарк «Лосиный остров» обратился в Генеральную прокуратуру РФ Экспертный совет по заповедному делу | Экспертный совет по заповедному делу

Об очередных нарушениях закона в связи с планами строительства дороги через нацпарк «Лосиный остров» обратился в Генеральную прокуратуру РФ Экспертный совет по заповедному делу

Сен 22, 2024 | Новости Экспертного совета

МОО «Экспертный совет по заповедному делу» вновь обратилась к Генеральному прокурору России в связи с очередными грубыми нарушениями законодательства, связанными с планируемым строительством на территории национального парка «Лосиный остров».

Согласно ответу Минприроды России, капитальный ремонт автомобильной дороги (а фактически ее строительство) не требует осуществления ОВОС и проведения государственной экологической экспертизы, а также согласования с Минприроды экономической и иной деятельности.

В обращении Экспертного совета по заповедному делу приводятся аргументы, почему данная позиция Минприроды России противоречит законодательству Российской Федерации, в т.ч. Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях».

В частности, согласно опубликованному на официальном сайте госзакупок извещению о проведении конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги (в пределах её планируемого прохождения через нацпарк «Лосиный остров») предусматривается вырубка 1860 деревьев и подготовительные работы на земельном участке – то есть виды работ, подлежащие согласованию экономической и иной деятельности со стороны Минприроды России. Необходимость согласования экономической деятельности отмечает в своём письме и Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.

В обращении Экспертного совета также подчеркивается, что на значительной части планируемой трассы дороги (построенной ранее) вообще не существует — проложена колея, а местами пешеходная тропинка.

Из документации закупки следует, что для ее реализации необходимо изменить как категорию дороги, так и границы полос отвода. Согласно же Градостроительному кодексу РФ, капитальный ремонт линейных объектов – это изменение параметров линейных объектов или их участков, которое не влечет за собой изменения категории и границ полос отвода таких объектов. То есть закупки фактически направлены на осуществление не капитального ремонта, а именно на реконструкцию (или на строительство) дороги на территории национального парка. Необходимо отметить, что материалы ОВОС, по которым состоялись общественные обсуждения, проводились именно в отношении реконструкции, а не капитального ремонта автомобильной дороги.

В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» проектная документация на строительство (равно как и на реконструкцию) данной автомобильной дороги, планируемой в границах национального парка, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.  

Следует также учесть, что действующее Положение о национальном парке «Лосиный остров» (утверждено приказом Минприроды России, зарегистрированном в Минюсте России), не предусматривает в рекреационной зоне нацпарка (строительства или капитального ремонта каких-либо дорог.

Минприроды России в своем ответе сообщило, что не возражает против капитального ремонта дороги при условии соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности РФ. Однако строительство (в т.ч. под видом капитального ремонта) данной дороги противоречит и Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», и Федеральному закону «Об экологической экспертизе», и Градостроительному кодексу РФ

Экспертный совет по заповедному делу просит Генпрокурора России провести проверку законности и обоснованности проведения работ по подготовке к строительству дороги через национальный парк «Лосиный остров», в т.ч. позиции Минприроды России об отсутствии необходимости согласования экономической деятельности по этому объекту, и принять меры прокурорского реагирования.

ПОСМОТРЕТЬ ТЕКСТ ОБРАЩЕНИЯ

Фотография с места планируемой дороги: