4 июля состоялось очередное тематическое заседание МОО «Экспертный совет по заповедному делу» по вопросу «Проблемы развития и функционирования ООПТ регионального значения».
Мероприятие прошло на площадке Института географии РАН, в очно-дистанционном формате, в нем приняли участие члены МОО «Экспертный совет по заповедному делу», представители региональных органов управления ООПТ и региональных дирекций ООПТ, научной и природоохранной общественности.
Проблемы правового регулирования создания и обеспечения функционирования региональных ООПТ осветил в своем докладе Виктор Петров, член Совета Кольского центра охраны дикой природы, член Экспертного совета по заповедному делу. Отсутствие четких правовых требований к базовому режиму категорий ООПТ, которые могут являться региональными, допускает создание и существование «формальных» ООПТ, фактически не выполняющих природоохранные задачи. Отсутствие однозначного запрета на ликвидацию и ослабление режима региональных ООПТ позволяет при наличии коммерческих интересов необоснованно упразднять ООПТ, исключать участки из их состава или ослаблять режимы ООПТ. В качестве свежего примера спикер привел постановление Правительства Архангельской области от 13.05.2024 № 355-пп, которым исключены значительные площади из Устьянского и Сольвычегодского заказников. Докладчик отметил, что проблема необходимости реорганизации региональных ООПТ существует, но решаться она должна путём узаконения узкого перечня детально определенных исключительных случаев при общем однозначном запрете. Виктор Петров привел еще целый ряд других требующих решения вызовов в сфере правового регулирования региональных ООПТ.
Михаил Крейндлин, координатор программы по ООПТ природоохранного проекта «Земля касается каждого» Ассоциации «Охрана природы», член Бюро Экспертного совета по заповедному делу поднял целый ряд проблем осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области организации и функционирования ООПТ. Спикер отметил, что до сих пор во многих регионах (в частности, в Московской области) отсутствуют учреждения, управляющие ООПТ, а в ряде других регионов (например, в Мурманской области) они существуют в форме казённых учреждений, что, согласно закону, не позволяет им осуществлять надзорные полномочия. Эту ситуацию необходимо исправлять. Среди предложенных экспертом рекомендаций – во всех субъектах РФ образовать государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление ООПТ, наделенные полномочиями по государственному контролю (надзору) в сфере охраны и использования ООПТ; привести нормативные правовые акты в сфере надзора на ООПТ в соответствие с действующим федеральным законодательством; как можно скорее ввести в закон норму об осуществлении надзора на ООПТ в форме постоянного рейда (соответствующий законопроект №319750-8 принят в первом чтении).
Всеволод Степаницкий, сопредседатель Экспертного совета по заповедному делу, заслуженный эколог РФ поднял вопрос о цивилизованном развитии экологического туризма на ООПТ, в т.ч. регионального значения, которое, по его убеждению, требует продуманной идеологии, выработанной стратегии, широкого участия заинтересованного бизнес-сообщества и последовательной государственной политики в сфере управления ООПТ (в том числе обеспечивающей жесткие ограничения использования ООПТ в рекреационных целях). Сегодня же повсеместно наблюдается подмена понятий, когда, вопреки мировой практике, в один ряд с экологическим туризмом пытаются поставить и развитие горнолыжных курортов, и организацию охотничьих и рыболовных туров, и использование пикниковых точек для массового отдыха на природе, и масштабную застройку ООПТ объектами гостевой инфраструктуры. Спикер отметил, что помимо внедрения расчётов предельно допустимой рекреационной емкости, для каждой ООПТ необходим системный, научно-обоснованный комплекс мероприятий по минимизации антропогенного воздействия туризма и отдыха. По поводу распространяемой практики взимания платы за посещение региональных ООПТ спикер отметил, что здесь важно не допустить дискредитации идеи заповедного дела – избежать этого можно, если уплатившие за посещение смогут увидеть радующий глаз ландшафты, незамусоренную территорию, обустроенные экотропы и смотровые площадки, диких зверей и птиц в естественной среде, т.е. наглядно убедиться, что структура, взимающая плату, работает на благо охраняемой территории.
Аркадий Иванов, специалист программы по ООПТ природоохранного проекта «Земля касается каждого» Ассоциации «Охрана природы» рассказал о проблемах ООПТ регионального значения, связанные с их вписанностью в правовое поле. Проблема отсутствия официально утверждённых границ и/или режима особой охраны ООПТ, индивидуальных положений об ООПТ имеется примерно в 15 субъектах РФ. При этом в положениях об ООПТ часто содержатся ошибки, коррупциогенные нормы, отсутствуют необходимые для сохранения ООПТ ограничения хозяйственной деятельности. Еще одна распространенная проблема – отсутствие у ООПТ охранных зон и утверждённых положений о них. Для 54 субъектов РФ актуальна проблема отнесения лесов в границах ООПТ к эксплуатационным. На конец 2023 года сведения почти о 1500 ООПТ в 22 субъектах РФ не были внесены в ЕГРН. Информация о границах и режимах особой охраны ООПТ регулярно не учитывается в документах территориального планирования общего характера, а также в документахлесного, охотничьего, водного планирования. Границы и/или режим особой охраны ООПТ регулярно не учитываются при назначении рубок, при оформлении лицензий на пользование недрами, при определении границ рыбопромысловых участков.
Николай Соболев, старший научный сотрудник Института географии РАН, член Экспертного совета по заповедному делу в своем выступлении напомнил о такой задаче, закрепленной в Экологической доктрине Российской Федерации, как «создание и развитие ООПТ разного уровня и режима, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов, природно-заповедного фонда России в качестве неотъемлемого компонента развития регионов и страны в целом, сохранение уникальных природных комплексов». Среди проблем сохранения экологического каркаса (экологической сети регионального уровня как адекватно защищённого природного каркаса) он выделил соотношение разных форм землепользования с задачами территориальной охраны природы и отражения этого в законодательстве, разделение природоохранных территорий между отраслями законодательства и управление системой природоохранных территорий разного ранга и ведомственной принадлежности, проблемы проектирования и согласования создания природоохранных территорий, а также изменения их конфигурации.
Алексей Грибков, лесничий государственного природного заповедника «Тигирекский», член Бюро Экспертного совета по заповедному делу осветил проблемы ООПТ регионального значения на примере регионов Южной Сибири. В качестве одной из проблем он отметил отсутствие Схем развития и размещения ООПТ в ряде регионов, в итоге создание новых ООПТ становится скорее стихийным, чем плановым процессом. Докладчик обратил внимание, что принятие таких схем является задачей для регионов согласно Основам государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года. Еще одна проблема – когда в региональных заказниках наряду с запретом охоты могут допускаться заготовка древесины, капитальное строительство, добыча полезных ископаемых, что приводит к разрушению среды обитания животного и растительного мира. Спикер привел пример исчезновения популяции глухаря из-за масштабных рубок в ленточных борах на юге Алтайского края. Другой серьезнейшей угрозой является восприятие ООПТ со стороны лиц, принимающих решение, как ресурса и источника доходов, когда туризм на ООПТ ассоциируется не с людьми с рюкзаками, путешествующими в нетронутой природе, а с мегапроектами, строительством и дивидендами.
Асхат Каюмов, председатель Совета Экологического центра «Дронт», член Бюро Экспертного совета по заповедному делу рассказал о проблемах ООПТ регионального значения на примере Нижегородской области. Одна из них – отсутствие постановки ООПТ на кадастровый учет: так, из 406 региональных ООПТ Нижегородской области на кадастровом учете стоит 268 (и 101 охранная зона). Спикер поднял проблему зарезервированных территорий (например, в Нижегородской области их почти 180), на которых иногда десятки лет действуют ограничения, что вызывает вопросы у природопользователей. Другая проблема – это охрана ООПТ в условиях малочисленности инспекторского состава – она упирается в проблему финансирования, которое не повышается много лет. Докладчик обратил внимание, что с 1 января 2024 года изменения федерального законодательства позволяют регионам проводить региональную государственную экологическую экспертизу решений в части создания или изменения региональных ООПТ. Каюмов также рассказал о нововведении, когда акты лесопатологического обследования передаются Минэкологии Нижегородской области в региональную Комиссию по Красной книге, которая может не согласовать санрубку, если та может повредить объекту охраны.
В своем выступлении Ольга Канищева, заместитель министра природопользования и экологии Владимирской области – начальник отдела по управлению ООПТ регионального значения отметила, что на сегодня во Владимировской области сведения о 100% ООПТ регионального значения внесены в ЕГРН. По ее словам, одним из вызовов заключался в том, что до 2020 года сотрудники областной Дирекции ООПТ не были наделены полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ. После получения таких полномочий, в период 2020 – 2023 гг. составлено более 400 протоколов об экологических правонарушениях. Среди наиболее распространенных нарушений на ООПТ Владимирской области – незаконная рекреационная деятельность, браконьерский лов рыбы, проезд и стоянка транспорта вне специально выделенных мест. Спикер отметила и такую проблему, как незаконное строительство и предоставление земельных участков под застройку в границах ООПТ, изменение категорий земельных участков и их разрешенного использования.
Ольга Гринченко, общественный координатор работ по сохранению заказника «Журавлиная родина», член Экспертного совета по заповедному делу рассказала о сложностях с созданием природного парка регионального значения «Журавлиный край», который был спроектирован еще в 2020 году. Однако согласно обновленной Схемы развития и размещения ООПТ Московской области, из спроектированного парка была исключена вся южная часть (расположенная на территории Сергиево-Посадского городского округа) – хотя эта территория является местообитанием многих краснокнижных видов, в том числе русской выхухоли. Создание природного парка постоянно откладывается. Гринченко подчеркнула необходимость создания природного парка в полном объеме. Еще одна угроза для заказника «Журавлиная родина» – это распространение выращивания рапса, резко снижающего разнообразие насекомых и угрожающего местообитаниям птиц, в т.ч. редких и находящихся под угрозой исчезновения.
В прениях также выступили старший научный сотрудник Института географии РАН Владимир Каганский, директор ГБУ «Дирекция ООПТ Пермского края» Екатерина Ашифина, руководитель ГКУ «Дирекция ООПТ Забайкальского края» Александр Бузинов, старший научный сотрудник ИПЭЭ им. Северцова РАН, член Экспертного совета по заповедному делу Виктор Зубакин.
Итогом заседания станут подготовленные рекомендации, которые будут направлены в профильные органы государственной власти.