Потому как кто-то хочет по-хозяйски использовать рекреационный потенциал Тебердинского нацпарка.
12 августа Минприроды России (в лице Департамента госполитики и регулирования в сфере развития ООПТ) разместило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов подготовленный проект приказа об утверждении нового Положения о Тебердинском национальном парке (а также о признании утратившим силу ныне действующего): https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=149763#.
Поскольку разместили документ именно для общественного обсуждения, то начинаем обсуждать.
Предыдущее (то бишь ныне действующее) Положение было утверждено год назад и замена его на новое вызывает смешанное чувство: с одной стороны – завидная забота о функционировании Тебердинского нацпарка, а вот с другой… На сегодняшний день не имеют легитимных (утвержденных приказом Минприроды и зарегистрированных Минюстом) положений аж 95 ООПТ Минприроды России: 55 государственных природных заповедников, 23 национальных парка и 17 федеральных заказников. Что поделать – руки пока не дошли… А вот до Тебердинского нацпарка руки доходят по разу в год: сразу видно – объект гиперприоритетный!
К проекту приложена пояснительная записка, причём ряд пояснений в ней просто безукоризнен, например:
«Проект приказа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации».
Архиверно, ни слова фальши! Но всё же, объективности ради, стоило дополнить эту фразу ещё каким-то предложением, может вот таким:
«В тоже время – что греха таить – проект приказа не соответствует положениям Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и распоряжения Правительства Российской Федерации».
Но – обо всём по порядку (даже пронумеруем).
1. Согласно подпункту 8 пункта 9 проекта Положения, на территории национального парка запрещается заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд, а также заготовки древесины при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий, проводимых Учреждением). Всё тут понятно (тем, кто в курсе): проект Положения допускает на территории национального парка заготовку древесины при осуществлении выборочных и сплошных санитарных рубок, проводимых ФГБУ, осуществляющим управление нацпарком.
Однако есть маленькая проблемка: проект Положения разрешает заготовку древесины не только гражданами для собственных нужд, но и ФБГУ в рамках санрубок, а вот Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 15) в нацпарках разрешает заготовку древесины только гражданами для собственных нужд. Но, с другой стороны, ещё со времён римского права была известна ма́ксима – «Жизнь шире закона». Вот и Департамент ООПТ решил использовать её на практике.
2. Проектом Положения, в рекреационной зоне и зоне хозяйственного назначения нацпарка установлена предельная высота зданий и сооружений – не более девяти надземных этажей и не выше 40 метров.
А что – и для инвесторов щедро (будут весьма признательны), и для горных ландшафтов здорово (красотища- то какая), и птицам в темное время забава – вокруг светящихся окон 9-этажек летать (да и в светлое тоже). Так и должно быть в национальных парках, не зря Федеральный закон определил их первоочередную задачу как сохранение в естественном состоянии уникальных и типичных природных комплексов и объектов.
Но и тут административный барьер, будь он не ладен: эти нормы проекта Положения противоречат распоряжению Правительства России от 26.08.2023 № 2294-р, изданному во исполнение требований пункта 2 статьи 17.1 Федерального закона «Об ООПТ». Потому как согласно утвержденному им перечню объектов капстроительства, в национальных парках допускается возведение и зданий гостиниц, отелей, домов отдыха, и визит-центров, и музеев, и объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, но: все они с количеством надземных этажей не более 3 и высотой не более 15 метров, а никак не 9-этажки высотой 40 м. Незадача…Но, с другой стороны, если «жизнь шире закона», то и распоряжения Правительства эта жизнь тоже может быть шире. Вот и решили её в Департаменте ООПТ немного расширить: всего лишь на 6 этажей и на 25 метров.
3. Согласно приложениям 2 и 3 к проекту Положения, изменены границы заповедной зоны национального парка: из неё в рекреационную зону переведены кварталы 10, 14 Гоначхирского участкового лесничества, а в зону хозяйственного назначения переведены участки вдоль Военно-Сухумской дороги.
И всё бы ничего, но: согласно Федеральному закону «Об ООПТ» (п. 1.1 статьи 15) изменение площади, местоположения и границ заповедной зоны не допускается (за исключением расширения таких зон путем присоединения к ним других территорий). Во всех остальных случаях – не допускается от слова «совсем». А с другой стороны – ведь если нельзя, но очень хочется…
4. Согласно пунктам 26 и 29 проекта Положения, максимальный процент застройки земельных участков в рекреационной зоне и зоне хозяйственного назначения – 60% площади земельного участка.
Здесь невольно вспомнился услышанный когда-то рассказ замечательного Вадима Васильевича Дёжкина – он вспоминал работу в Воронежском заповеднике в 50-х годах. Как-то раз в райкоме партии «распекали» директора лесхоза и ставили ему в пример Воронежский заповедник: вон, в заповеднике-то какой объем лесозаготовок освоили, сколько древесины получили, а у вас как-то и похвалиться не чем. Директор лесхоза оправдывался – мол, куда нам до заповедника, заповедник – организация серьезная, он у Москвы в прямом подчинении, у него и ресурсы, и возможности, нам за ним не угнаться.
А вспомнилось это потому, что статья 41 Лесного кодекса РФ также допускает капстроительство объектов туризма и отдыха, но на части площади, не превышающей 20% площади предоставленного для осуществления рекреационной деятельности лесного участка, общей площадью не превышающей одного гектара и не занятой лесными насаждениями. То есть – предусмотренные указанными пунктами проекта Положенияо Тебердинском нацпарке параметры разрешенного строительства менее строгие, чем даже для лесов, не имеющих охранного статуса! Ну да, Тебердинский нацпарк – организация серьезная, большому кораблю…
Здесь, правда тоже есть неувязочка: Федеральный законом «Об ООПТ» (статья 15) на территориях национальных парков запрещает любую деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира и которая противоречит задачам нацпарка. А статья 13 этого закона возлагает на парки задачу по сохранению природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов. Как-то застройка 60 % площади земельных участков в рекреационной зоне и зоне хозяйственного назначения не шибко соответствует этой задаче!
Впрочем, возможно разработчики Положения исходят из того, что при этой застройке никакого причинения ущерба и не будет – все аккуратненько так сделают, мышь не пострадает. Ну, там, разумеется, «зеленые» технологии, экологически чистые стройматериалы. Правда, Верховный суд РФ в своё время излагал правовую позицию в Обзоре судебной практики за IV квартал 2011 г.: строительство и размещение соответствующих объектов невозможны без причинения ущерба ООПТ.Но то 12 лет назад было, а здесь за дело взялись современные профессионалы-практики в сфере заповедного дела, эти что-нибудь придумают.
Придумали же весьма убедительную формулировку в пояснительной записке к проекту Положения о Тебердинском нацпарке:
«Утверждение Положения о национальном парке будет способствовать обеспечению режима особой охраны территории национального парка, сохранению природных комплексов и объектов территории национального парка, а также обеспечению эффективного управления особо охраняемой природной территорией федерального значения и использованию ее рекреационного потенциала».
Как сказал когда-то князь Потёмкин писателю Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь!».