Межрегиональная общественная организация «Экспертный совет по заповедному делу» направила в Минприроды России рекомендации, подготовленные по итогам тематического заседания «Современное состояние, проблемы и перспективы осуществления мероприятий по регулированию численности диких животных на особо охраняемых природных территориях федерального значения». Заседание прошло 5 октября в Институте проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН.
В подготовленном документе Экспертный совет по заповедному делу отмечает, что история отечественного заповедного дела за последние 50 лет изобилует многочисленными примерами необоснованного, базирующегося на ошибочных представлениях и неэффективного проведения регуляционных мероприятий на ООПТ федерального значения. Также было подчёркнуто, что при обосновании и принятии решений о проведении регуляционных мероприятий на ООПТ следует в полной мере учитывать аргументы современной науки, а не опираться на постулаты середины прошлого века.
По мнению Экспертного совета, представляется необходимым со стороны как руководителей ООПТ, так и должностных лиц, принимающих решения о проведении регуляционных мероприятий, просчитывать и минимизировать связанные с такими мероприятиями коррупционные риски и возможности для браконьерства, потенциальные нежелательные экологические последствия (в том числе усиление фактора беспокойства и, в определённых случаях, создание условий для инвазий чужеродных видов), а также угрозы формирования негативного имиджа конкретной ООПТ в глазах местного населения.
Экспертный совет по заповедному делу рекомендует Минприроды России:
1. Разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы организации и проведения мероприятий по регулированию численности диких животных на ООПТ федерального значения.
2. Предусмотреть в вышеуказанном нормативном правовом акте следующие обязательные требования:
а) установление исчерпывающего перечня случаев проведения мероприятий по регулированию численности диких животных, с учётом категорий ООПТ;
б)подготовка (в т.ч. с привлечением сторонних специалистов) научного обоснования проведения регуляционных мероприятий;
в) рассмотрение вопросов регулирования численности на заседаниях научно-технических советов ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ;
г) представление в Минприроды России в составе комплекта документации, обосновывающей проведение мероприятия по регулированию численности, полного протокола рассмотрения соответствующего вопроса на заседании НТС;
д) формирование при Минприроды России экспертной комиссии из числа независимых высококвалифицированных специалистов для рассмотрения заявок о проведении регуляционных мероприятий на ООПТ федерального значения;
е) размещение на официальном сайте Минприроды России информации о принятых решениях в части проведения регуляционных мероприятий на ООПТ федерального значения;
ж) установление случаев и порядка участия в регуляционных отстрелах лиц, не являющихся штатными работниками ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ;
з) определение порядка распоряжения продукцией охоты, полученной в ходе регулирования численности.
3. С участием экспертного сообщества подготовить и утвердить методические рекомендации по вопросам управления объектами животного мира на ООПТ федерального значения, содержащие, в частности:
— алгоритм принятия решений о проведении мероприятий по регулированию численности, в том числе связанных с отстрелом;
— дифференцированный подход к принятию решений о регулировании численности объектов животного мира, учитывающий специфику категорий ООПТ федерального значения – государственных природных заповедников, национальных парков и федеральных заказников;
4. Предусмотреть возможность регулирования численности волков на ООПТ федерального значения методом изъятия щенков из логова, как вызывающий минимальное беспокойство и сохраняющий структуру популяции хищников.
5. Обратить особое внимание на проблему регулирования численности и необходимость изъятия инвазивных видов животных из охраняемых экосистем, в том числе рассмотреть вопрос о внесении изменений в соответствующие законодательные акты Российской Федерации, вытекающих из статьи 8 Конвенции о биологическом разнообразии, согласно которой (п. «h») каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно «предотвращает интродукцию чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам, контролирует или уничтожает такие чужеродные виды».
6. В ходе подготовки создания федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды предусмотреть включение в состав размещаемой в ней информации данных о гибели наземных позвоночных животных на ООПТ федерального значения, в том числе в связи с проведением регуляционных мероприятий, а также сведений о численности этих объектов животного мира.
7. Разработать проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» в части определения порядка утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов для ООПТ федерального значения, режим которых допускает осуществление любительской и спортивной охоты, а также в установленном порядке обеспечить продвижение этого законопроекта.