МОО «Экспертный совет по заповедному делу», признавая необходимость решения транспортных проблем городского округа Королёв, полагает, что эта проблема должна быть решена без причинения существенного вреда природным комплексам национального парка «Лосиный остров», что неминуемо произойдет в случае решения указанных проблем путем неоднократно озвученного строительства дороги по его территории.
Однако Экспертный совет по заповедному делу обращает внимание на то, что до сих пор именно строительство дороги через национальный парк «Лосиный остров» рассматривалось как единственный вариант для решения транспортных проблем Королёва.
При этом, Экспертный совет по заповедному делу полагает что вариант решения путем строительства дороги через «Лосиный остров»:
а) неэффективен для решения транспортных проблем, поскольку расчетная пропускная способность въезда в Королев при строительстве дороги может быть повышена не более чем на 15-20%;
б) причинит значительный ущерб природному комплексу национального парка,
в) нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и не учитывает позицию значительной части населения;
г) нарушает законодательство Российской Федерации и противоречит стратегическим документам Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации.
При этом, существуют альтернативные варианты решения транспортных проблем Королева, не затрагивающие территорию национального парка, которые предлагается рассмотреть в качестве приоритетных.
- Неэффективность решения транспортных проблем г. Королев посредством строительства дороги через национальный парк «Лосиный остров»
1.1. Проблемы дорожного движения в г. Королев
Для решения транспортных проблем города, необходим комплексный подход, включающий в себя не только вопрос альтернативного въезда в город, но и мероприятия по организации дорожного движения в городе, развитию общественного транспорта, а также пересмотр градостроительной политики в части чрезмерного уплотнения многоэтажной городской застройки.
Следует отметить, что в настоящее время в г. Королев Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) отсутствует. В настоящий момент в Королевском городском суде МО рассматривается Дело № 2-1179/2025 М-270/2025 Об обязании разработать и утвердить КСОДД. Истцом выступает Прокурор города Королев[1].
1.2. Проблемы градостроительной политики г. Королев
При существующих транспортных проблемах в городе Королев возводятся или планируются к строительству многоэтажные жилые комплексы. Рост числа жителей в центральных районах города приведет к еще большему ухудшению транспортной ситуации.
Изменение градостроительной политики г. Королева является ключевым условием решения транспортной проблемы, поскольку одной из причин нарастания транспортной проблемы Королева является активная масштабная застройка города коммерческим жильем.
Это приводит к росту «челночной» миграции, когда перемещение населения города, работающего в Москве, усугубляет пробки в часы пик утром на выезд и вечером на въезд и, по сути, вместо развития Королева как наукограда превращает его в спальный район Москвы.
В настоящий момент в г.о. Королёв реализуется два договора о комплексном развитии территории. В рамках КРТ ГК «Самолет» построит 173 000 м2 на ул. Тихонравова в мкр. Юбилейный для расселения 8 466 м2. В рамках КТР «Профи-Инвест» построит 89 663 м2 на ул. Калининградской, объем предполагаемого к расселению жилого фонда пока не определен. На 263 000 м2 будет построено два детских сада и две пристройки к двум школам, что позволяет считаться строительству социальным, а не коммерческим.
В условиях крайне сложной транспортной ситуации в Королеве власти города продолжают согласовывать условия для все нового жилищного строительства. Например, в начале февраля 2025 года Совет депутатов единогласно принял изменения в генплан Королева, а администрация г. Королев выдала разрешение на строительство масштабного ЖК «Поколение первых» на территории бывшего ДСК-160 в непосредственной близости от прохождения планируемой дороги через «Лосиный остров». На территории бывшего ДСК-160 (домостроительного комбината №160) планируется построить 10 многоэтажных жилых домов, с общей жилой площадью 89 663 м.кв.
Также в начале 2025 начато строительство трех жилых 24-этажных домов на 35 тысяч м2 на сопряженной с Лосиным островом территории.
Строительство высотных ЖК происходит на месте расположения промышленных и иных предприятий, которые обеспечивали жителей Королева рабочими местами. Таким образом число жителей растет, а рабочие места сокращаются. Масштабы строительства не соответствуют параметрам транспортных артерий, которые должны их обслуживать.
При этом строительство новых многоквартирных домов в Королёве вызывает значительное социальное возмущение жителей. В 2016 году в публичных слушаниях по утверждению проекта генерального плана г.о. Королёв приняло участие более 4 тысяч жителей. В 2019 году в Королёве прошел митинг «Жители Королёва против строительного беспредела». В 2024 году более 950 обращений было направлено в рамках общественных обсуждений по внесению изменений в генеральный план для строительства на территории ДСК-160.
По мнению местных жителей и экспертов, необходимо вводить ограничительные меры на жилое многоэтажное и среднеэтажное многоквартирное строительство, вплоть до моратория. В частности, необходим запрет на любое строительство вплотную к дорогам, блокирующее потенциальную возможность их расширения. Также необходимо создание новых рабочих мест в городе, в т.ч. в наукоемких отраслях и соответствующих его статусу как наукограда, для снижения количества работающих вне его территории жителей города.
Без изменения подходов к градостроительной деятельности в городе ни один из возможных вариантов строительства нового въезда не обеспечивает решение транспортных проблем г.Королев, как это предусмотрено поручением Президента РФ.
Жители г. Королева, присутствовавшие на Круглом столе, предлагают наложить мораторий на многоэтажное и среднеэтажное многоквартирное строительство в существующих границах г.о. Королёв, что положительно скажется на транспортной и социально-политической ситуации в городе.
Строительство в рамках комплексного развития территории может быть продолжено на земляничном поле в 53 га, расположенном в границах г.о. Пушкинский мкр. Тарасовка. Поле расположено между границей г.о. Королёв и Ярославским шоссе, не имея никакой связи с мкр. Тарасовка. Земельный участок имеет самостоятельный выезд на Ярославское шоссе, находится в аренде, однако строительство на нём не запланировано[2].
1.3. Недостаточная пропускная способность планируемой дороги через национальный парк «Лосиный остров»
Согласно имеющимся материалам, предполагаемая дорога должна относиться к категории VA. В соответствии с ГОСТ Р 58818-2020, дорога категории VA предназначена для среднегодовой суточной интенсивности движения 50-99 автомобилей, а вывод 99 автомобилей в сутки с существующих въездов в город Королёв на обсуждаемый въезд через национальный парк ни в какой мере не ликвидирует заторы на существующих въездах.
Пропускная способность автомобильных дорог рассчитывается в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке пропускной способности автомобильных дорог ОДМ 218.2.020-2012 (распоряжение Федерального дорожного агентства от 17.02.2012 № 49-р) (далее ОДМ). Следует оценивать расчетную пропускную способность, то есть число автомобилей, которое может пропустить в единицу времени участок проектируемой дороги, с характерными дорожными условиями, при принятой схеме организации движения (п.3.6 ОДМ).
В соответствии с п.5.1.16 ОДМ, максимальная практическая пропускная способность двухполосной автомобильной дороги составляет 3600 легковых автомобиля в час в оба направления. К данной величине применяются понижающие коэффициенты, учитывающие более сложные дорожные условия. Очевидно, что имеются, как минимум, два таких условия: наличие пешеходных переходов и наличие поворотов дороги под углом 90 градусов (иные сложные условия, требующие соответствующих понижающих коэффициентов, могут быть выявлены в процессе предпроектных и проектных работ). Так, понижающий коэффициент, учитывающий влияние пешеходных переходов без светофорного регулирования при количестве пешеходов 60 чел./час, равен 0,86 (ОДМ, п.5.1.11, таблица 12). Понижающий коэффициент, учитывающий угол поворота дороги 90 градусов с радиусом кривой поворота в плане 30 метров, равен 0,6 (ОДМ, п.9.6.3, таблица 55). Перемножение только этих двух коэффициентов даёт коэффициент снижения пропускной способности 0,516, то есть расчётная пропускная способность составит 1857 легковых автомобилей в час в оба направления, или 928 легковых автомобилей в час в одном направлении (дороги с односторонним движением за пределами населённых пунктов действующей нормативно-правовой базой не предусмотрены).
Таким образом, расчётная пропускная способность двухполосной дороги через территорию НП «Лосиный остров» в одну сторону составит не более 928 легковых автомобилей в час, а вероятно значительно меньше. При этом максимальная практическая пропускная способность нынешнего основного въезда в г.Королёв – ул. Пионерская, которая является шестиполосной дорогой с разделительной полосой без пешеходных переходов и практически без кривых – составляет 6900 легковых автомобилей в час (п.5.1.16). Даже при более низкой расчётной пропускной способности (вызванной, к примеру, применением понижающих коэффициентов в связи со сложными условиями движения в районе пл. Мозжорина) открытие въезда в город через территорию НП «Лосиный остров» повысит общую расчётную пропускную способность не более чем на 15-20%, а если учитывать пропускную способность других существующих въездов (Болшевское шоссе, м/р-н Текстильщик) – то ещё меньше. Это не решит проблему заторов при въезде в Королёв в пиковые часы.
2. Нарушение экологических прав граждан, проживающих на прилегающих территориях г. Мытищи, Королев, позиция местного населения и экспертного сообщества
2.1. Нарушение прав граждан на использование территории в рекреационных целях
В настоящее время указанная территория, включая трассу предполагаемой дороги (частично существующей, но на данное время закрытой для проезда транспорта) через национальный парк «Лосиный остров», активно используется местными жителями для отдыха, лыжных и велосипедных прогулок. В случае строительства двухполосной дороги с постоянным движением жители будут лишены возможности подобного использования территории. Кроме того, фрагментация этого природного объекта приведет к снижению экологических рекреационных функций территории, что, безусловно, отрицательно скажется на качестве жизни жителей прилегающих районов.
Планы строительства указанной дороги вызвали широкий общественный резонанс. Многие граждане обращались в Общественную палату РФ с просьбой не допустить это строительство. 28 марта 2024 года в Общественной палате РФ прошел круглый стол, в рамках которого все эксперты и инициативные группы жителей Королева и Мытищ высказались категорически против представленного варианта строительства.
Почти 6000 жителей Королева подписали обращение к Президенту Российской Федерации о недопустимости строительства дороги.
Более 20000 граждан России подписали обращение к министру природных ресурсов и экологии РФ и губернатору Московской области с призывом не допустить строительства дороги и жилых домов на территории «Лосиного острова».
На Круглом столе было отмечено, что жители г.о. Мытищи, в административных границах которого проходит большая часть планируемой дороги через «Лосиный остров», были лишены возможности полноценно высказать свое мнение по этому поводу.
2.2. Нарушение прав жителей Мытищ
Жители Мытищ узнали о планируемой дороге через национальный парк «Лосиный остров» в соцсетях. Общественные слушания в Мытищах не были организованы и проведены. Общественные слушания по материалам ОВОС о строительстве дороги в ООПТ «Лосиный остров» на территории г. о. Мытищи на портале Госуслуги были организованы в г. Королёв, жителям Мытищ заблокировали к ним доступ.
По мнению участников Круглого стола, жители Мытищ категорически против стройки в Лосином острове и уничтожении рекреационной зоны в ООПТ.
Участники Круглого стола отметили, что среди мытищинцев «Лосиный остров» тоже очень популярен как место для рекреации (лыжи, велосипед, прогулки).
Жители обращались в МКУ «Управление Экологии городского округа Мытищи» с обеспокоенностью о планах по стройке дороги в Лосином острове. Встреча прошла безрезультатно, какой-либо реакции или хотя бы комментария от администрации Мытищ и профильного отдела получить не удалось.
Жители самостоятельно организовали сбор подписей в защиту «Лосиного острова» от застройки. Всего было собрано и подано 1200 подписей в Администрацию президента и 1850 подписей в Минприроды с просьбой защитить Лосиный остров от планируемой стройки.
2.3. Нарушения при проведении общественных обсуждений по материалам ОВОС
А) В декабре 2023 года Администрацией городского округа Королев были проведены общественные обсуждения предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (также материалы ОВОС) по объекту: «Реконструкция автомобильной дороги от трассы М-8 «Холмогоры» по Водопроводной аллее до ул. Калининградская в городских округах Мытищи и Королев», разработанным ФГБУ «ВНИИ Экология».
При этом, по информации руководства ВГБУ «ВНИИЭкология» материалы ОВОС официально не утверждены руководством института. Договор с Заказчиком также не подписан. В связи с этим, есть основания полагать, что общественные обсуждения проводились по недействительным документам.
Б) По результатам общественных обсуждений, на официальном сайте администрации городского округа Королев опубликован Протокол общественных обсуждений (в форме опроса) от 19 января 2024 года по объекту «Реконструкция автомобильной дороги от трассы М-8 «Холмогоры» по Водопроводной аллее до ул. Калининградская в городских округах Мытищи и Королёв» (далее — Протокол, https://korolev.ru/wp-content/uploads/2024/01/protokol-oo-opros.pdf ).
Протокол утвержден Председателем комиссии по проведению общественных обсуждений С.В. Ивановым.
Данный протокол противоречит действующему законодательству и должен быть признан недействительным по следующим причинам.
Согласно Протоколу:
за период с 15.12.2023 года по 13.01.2024 года включительно, поступило 11702 опросных листа. Поступившие опросные листы содержат ответы на все поставленные вопросы.
Указаны следующие данные по ответам на вопросы:
Ознакомились ли Вы с предварительными материалами, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду?
11671 ответили «да», 31 ответили «нет».
Есть ли у Вас предложения к предварительны материалам, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду?
4539 ответили «да», 7163 ответили «нет».
Есть ли у вас замечания к предварительным материалам, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду?
4539 ответили «да», 7163 ответили «нет».
Опросные листы, признанные недействительными, отсутствуют.
Таким образом, никакие опросные листы, включая те, которые не содержат замечаний и предложений, не признаны недействительными.
В то же время, согласно Требованиям к материалам оценки воздействия на окружающую среду (утверждены приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999, зарегистрированным в Минюсте России 20.04.2021, № 63186), п. 7.9.5.4 (подпункт «д»), в Протоколе общественных обсуждений (в случае проведения общественных обсуждений в форме опроса), указываются:
д) число опросных листов, признанных недействительными (опросные листы, в которых отсутствует позиция участника общественных обсуждений: ответы на поставленные вопросы и (или) замечания, предложения и комментарии в отношении объекта общественных обсуждений).
Таким образом, согласно Требованиям к материалам оценки воздействия на окружающую среду, опросные листы, в которых отсутствуют замечания или предложения, должны быть признаны недействительными.
Как указано выше, 7163 опросных листа не содержат замечаний и предложений.
Таким образом, согласно Требованиям к материалам оценки воздействия на окружающую среду, 7163 опросных листа должны быть признаны недействительными, что должно быть отражено в протоколе.
Как указано выше, в Протоколе указано, что опросные листы, признанные недействительными, отсутствуют.
Таким образом, Протокол утвержден в нарушение подпункта «д» пункта 7.9.5.4 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду.
В Протоколе отсутствуют замечания и предложения участников общественных обсуждений.
В Протоколе указано, что замечания и предложения к материалам, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду отражены в журнале приема замечаний и предложений.
Однако, данный журнал не прилагается к Протоколу и не опубликован (в Протоколе указано, что к нему прилагается только Журнал регистрации опросных листов).
Таким образом, ни в самом Протоколе, ни в приложениях к нему, замечания и предложения участников общественных обсуждений не содержатся. При этом, как указано выше, в Протоколе указано, что 4539 участников общественных обсуждений высказали замечания и предложения по объектам общественных обсуждений.
В то же время, согласно подпункту «е» пункта 7.9.5.4 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, в протоколе общественных обсуждений (в случае проведения общественных обсуждений в форме опроса), указывается:
е) результаты опроса, включая дополнительные к поставленным вопросам позиции, замечания, предложения и комментарии, выявленные по объекту общественных обсуждений.
Таким образом, Протокол утвержден в нарушение подпункта «е» пункта 7.9.5.4 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (пункт 3 статьи 32), Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом, Протокол утвержден в нарушение Федерального закона «Об охране окружающей среды».
3.1. Ущерб природным комплексам и объектам национального парка
В заключении по материалам ОВОС, подготовленным МОО «Экспертный совет по заповедному делу» (авторитетной экспертной организацией, объединяющей ведущих специалистов России в сфере сохранения биологического разнообразия), в результате анализа указанных материалов сделан вывод, что Материалы ОВОС разработаны в нарушение действующего законодательства, включая Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду, а намечаемая деятельность противоречит законодательству Российской Федерации, может причинить значительный вред природным комплексам национального парка «Лосиный остров» и не должна быть реализована[3].
Следует отметить, что проезжая дорога существует только на части предполагаемой трассы. На остальных участках это местами колея, а местами пешеходная тропинка, в связи с чем речь идет именно о строительстве нового объекта, а не о реконструкции или, тем более, капитальном ремонте (обоснование ниже).
3.1.1. Строительство и эксплуатация дороги фактически изолирует значительную часть Мытищинского лесопарка от остальной территории национального парка, что приведет к фрагментации и деградации природных комплексов, нарушению путей миграции ряда животных и (учитывая, что северная часть Мытищинского лесопарка окружена городской застройкой) к постепенному уничтожению их популяций на данной территории.
3.1.2. На официальном сайте госзакупок 10 июля 2024 года размещено извещение № 0148200005424000745 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги от ул. Водопроводная аллея до ул. Калининградская городского округа Королев Московской области (в настоящее время закупка отменена).
Документация конкурса предусматривает вырубку 1860 деревьев общим объемом 3778 куб м, подготовительные работы на земельном участке.
Согласно же правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного суда за четвертый квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 14.03.2012 (определение 24-Г11-4), строительство и размещение линейных объектов, а также рубка зеленых насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, невозможны без причинения ущерба особо охраняемой природной территории.
3.1.3. Материалы ОВОС (п.3.5) позволяют сделать вывод, что в зону строительства и эксплуатации планируемой автотрассы весьма вероятно попадают места произрастания и места обитания соответственно объектов растительного и животного мира, занесенных в красные книги (по меньшей мере) Московской области, которые с большой вероятностью будут разрушены в результате строительства (реконструкции, капитального ремонта) указанной дороги.
4. Отсутствие научной экспертизы планов решения транспортных проблем г. Королев.
В рамках тематического круглого стола в Общественной палате РФ 17.03.2025 было выяснено, что вариант строительства через национальный парк «Лосиный остров», равно как и другие варианты решения транспортных проблем Королева, не проходил научную экспертизу Российской академии наук.
В то же время, согласно Федеральному закону от 27.09.2013 N 253-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 2), целями деятельности Российской академии наук являются:
экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов и организаций;
предоставление научно-консультативных услуг государственным органам и организациям, осуществление экспертных функций.
Участвовавшие в круглом столе в Общественной палате РФ руководители ряда профильных институтов РАН (О.Н. Соломина, директор Института географии РАН, С.В. Найденко, директор Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН) предложили направить в РАН варианты решения транспортной проблемы, предлагаемые администрацией города Королева, для научной оценки и заключения. Они также предложили обратиться в РАН для выработки научно обоснованных вариантов выполнения поручения Президента.
40 видных деятелей науки и охраны природы подписали обращение к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллину с предложением проработать в качестве приоритетного вариант, не затрагивающий территорию национального парка «Лосиный остров»[4] . Среди них – 6 академиков и 9 членов-корреспондентов РАН (в т.ч. директора и научные руководители ряда ведущих научно-исследовательских центров: Института географии РАН, Института водных проблем РАН, Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, Института глобального климата и экологии Росгидромета, Института проблем экологии и эволюции РАН, Зоологического института РАН, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН), профессора МГУ им. Ломоносова и МПГУ, заслуженные экологи РФ, авторитетные специалисты в сфере сохранения биоразнообразия, природного и культурного наследия, территориальной охраны природы. В числе подписавших – лидеры известных общественных организаций (Постоянная Природоохранительная комиссия Русского географического общества, Всероссийское общество охраны природы, Териологическое общество при РАН, Русское общество сохранения и изучения птиц, Союз охраны птиц России, Эколого-просветительский центр «Заповедники» и другие).
Необходимо проведение научной экспертизы транспортных проблем г. Королев вариантов их решения с привлечением ведущих научных организаций и экспертов РАН.
5. Нарушение законодательства Российской Федерации в случае строительства указанной дороги
Строительство (реконструкция, капитальный ремонт) этой дороги противоречит Федеральным законам «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», «О животном мире», Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ.
5.1. Нарушение Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»
А) Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 15, п.2, подпункт «д»), на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
строительство автомобильных дорог и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с обеспечением охраны и использования национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 24 августа 1983 г. № 401 «О создании государственного природного национального парка «Лосиный остров», парк создан на базе Мытищинского леспаркхоза Управления лесопаркового хозяйства Мосгорисполкома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 280 «О национальном парке «Лосиный остров» принято предложение правительства Москвы, администрации Московской области и Федеральной службы лесного хозяйства России, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, об отнесении национального природного парка «Лосиный остров» общей площадью 12881 га к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименовании его в национальный парк «Лосиный остров».
В вышеуказанных актах отсутствует информация о расположении в границах национального парка населенных пунктов.
Б) Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 15, п.1, пп. «в») рекреационная зона предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности. Возможности использования данной зоны для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, Федеральный закон не устанавливает.
Как указано выше, согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 15, п.2) и Положению о национальном парке «Лосиный остров», утвержденному приказом Минприроды России от 26.03.2012 № 82 «Об утверждении Положения о национальном парке «Лосиный остров» (зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2012, рег. № 25218), (п.9), на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Также, как указано выше, документация конкурса на капитальный ремонт дороги предусматривает вырубку 1860 деревьев общим объемом 3778 куб м, подготовительные работы на земельном участке.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного суда за четвертый квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 14.03.2012 (определение 24-Г11-4), строительство и размещение линейных объектов, а также рубка зеленых насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, невозможны без причинения ущерба особо охраняемой природной территории.
Таким образом, деятельность, предусмотренная Материалами ОВОС, противоречит Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», а также указанной правовой позиции Верховного суда Российской Федерации.
5.2. Нарушение Положения о национальных природных парках
Согласно Положению о национальных природных парках в Российской Федерации, утвержденному постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. № 769 (в редакции постановлений Правительства РФ от 06.10.2011 № 824, от 01.11.2012 № 1128), п.9, на территориях национальных природных парков запрещается строительство магистральных дорог и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных природных парков.
Указанная дорога не связана с функционированием национального парка «Лосиный остров».
Таким образом, строительство дороги противоречит Положению о национальных природных парках.
5.3. Нарушение положения о национальном парке «Лосиный остров»
Большая часть дороги должна пройти по рекреационной зоне национального парка.
Действующее Положение о национальном парке «Лосиный остров», не допускает в рекреационной зоне (в отличие от зоны хозяйственного назначения) строительства каких-либо дорог.
Таким образом, строительство дороги противоречит Положению о национальном парке «Лосиный остров».
5.4. Нарушение Земельного кодекса РФ
Согласно публичной кадастровой карте, земельный участок № 50:12:0000000:56509, где предполагается строительство дороги, относится к землям особо охраняемых территорий и объектов, национальному парку «Лосиный остров».
Согласно части 7 статьи 95 Земельного кодекса РФ, на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории — в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
Таким образом, строительство дороги противоречит Земельному кодексу РФ.
5.5. Нарушение Лесного кодекса РФ
Согласно статье 112 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 3), в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Согласно Положению о национальном парке (подпункт 21 пункта 9), на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
проведение сплошных рубок леса, за исключением сплошных санитарных рубок, рубок, связанных с тушением лесных пожаров, в том числе с созданием противопожарных разрывов, и рубок, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией линейных объектов, осуществляемых в соответствии с настоящим Положением;
Как указано выше, Положением (п.10.3) в рекреационной зоне не предусмотрено строительство дорог, проведение сплошных рубок леса.
Таким образом, строительство дороги противоречит Лесному кодексу Российской Федерации.
5.6. Нарушение Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «О животном мире»
Как указано выше, материалы ОВОС (п.3.5) позволяют сделать вывод, что в зону строительства и эксплуатации планируемой автотрассы весьма вероятно попадают места произрастания и места обитания соответственно объектов растительного и животного мира, занесенных в красные книги (по меньшей мере) Московской области.
При этом в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (статья 60) запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
В соответствии же с Федеральным законом «О животном мире» (статья 24) действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в красные книги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не допускаются.
Таким образом, строительство дороги противоречит Федеральному закону «Об охране окружающей среды» и Федеральному закону «О животном мире».
5.7. Нарушения Градостроительного кодекса РФ
А) Строительство дороги через национальный парк «Лосиный остров» не предусмотрено Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 (ред. от 14.03.2024).
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (часть 3 статьи 9) документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Б) В выводах размещенного в документах указанной выше Закупки Акта обследования объекта «Капитальный ремонт автомобильной дороги от ул. Водопроводная аллея до ул. Калининградская городского округа Королев Московской области» (Капитальный ремонт автомобильной дороги от ул. Водопроводная аллея до ул. Калининградская городского округа Королёв Московской области, ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Раздел 1. Пояснительная записка) указано, что по результатам обследования параметры дороги не соответствуют автомобильной дороге категории VA, технической категории с низкой интенсивностью движения.
Для обеспечения нормативных значений потребуется доведение геометрических параметров земляного полотна до норм, соответствующих VA, технической категории с низкой интенсивностью движения.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (п.14.3 статьи 1), капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как указано выше, из документации закупки следует, что для ее реализации необходимо изменить как категорию дороги, так и границы полос отвода.
Таким образом, указанная деятельность фактически является не капитальным ремонтом, а реконструкцией или даже строительством дороги на территории национального парка «Лосиный остров».
Следует отметить, что материалы оценки воздействия на окружающую среду, по которым проведены общественные обсуждения, проводились именно в отношении реконструкции, а не капитального ремонта указанной дороги.
Таким образом, осуществление строительства дороги через национальный парк «Лосиный остров», не предусмотренной Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области под видом капитального ремонта, противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Также, серьезные претензии к действиям, связанным со строительством дороги, были у органов прокуратуры, что привело к принятию нескольких мер прокурорского реагирования[5].
6. Несоответствие планов строительства дороги через национальный парк «Лосиный остров» стратегическим документам, принятым Президентом Российской Федерации
В России основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях является Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 19.04.2017 г. № 176). К приоритетным направлениям, по которым должно осуществляться решение основных задач в области обеспечения экологической безопасности, Стратегия относит (п.26, пп. «м») расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов, среды их обитания, а также развитие системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Указом Президента России от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» установлены целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Экологическое благополучие», в том числе – сохранение лесов и биологического разнообразия, устойчивое развитие ООПТ.
Таким образом, строительство дороги через национальный парк «Лосиный остров» противоречит стратегическим документам Российской Федерации, утвержденным Президентом России.
7. Альтернативные варианты решения транспортных проблем города Королев, не связанные со строительством дороги через нацпарк «Лосиный остров»
Имеются альтернативные варианты решения проблемы пробок при въезде в г. Королёв.
Во-первых, можно повысить пропускную способность Пионерской улицы путём расширения, например, с 6 до 8 полос на участке между Ярославским проездом и пл. Мозжорина и с 3 до 6 полос восточнее, до Калининградской улицы. Это потребует определённых решений, в частности:
— по сносу жилого дома по адресу Пионерская ул., 17;
— по предусмотренному Генеральным планом города спрямлению Пионерской ул. между ул. Чайковского и Акуловским водоканалом и расширению мостового перехода над Акуловским водоканалом.
В качестве оперативной временной меры может быть организовано реверсивное движение по 2-м центральным полосам 6-полосного отрезка Пионерской ул. (между Ярославским проездом и пл. Мозжорина) и по одной центральной полосе 3-полосного участка.
Во-вторых, для более значительного повышения пропускной способности въездов в гор. Королёв можно построить новую 4-полосную дорогу вдоль железнодорожного перегона Мытищи-Болшево, с путепроводом над железной дорогой. Концептуальное предложение о таком въезде на круглых столах в Общественной палате РФ 28 марта 2024 года и 17 марта 2025 года было представлено членом Общественного совета при Минтрансе России, заведующим лабораторией прогнозирования региональной экономики Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, к.э.н. К.В. Янковым. Путепровод над железной дорогой, над станцией Подлипки-Дачные, позволит не только решить проблему пробок, но и соединить в этой точке две части города Королёв, разделенные Болшевской линией железной дорогой. Следует отметить, что строительство аналогичной эстакады недавно завершено в районе станции Удельная Казанской железной дороги. Этот вариант экологически безопасен, причём, по экспертным оценкам, его стоимость может лишь незначительно превышать затраты на реализацию проекта дороги, пересекающей национальный парк «Лосиный остров», если сквозную дорогу строить без специальных сооружений для пропуска мигрирующих животных. Если же предусмотреть такие сооружения, то сквозная дорога окажется дороже альтернативного варианта. И, конечно, важно то, что дорога через Лосиный остров практически не решает проблему пробок при въезде в г. Королёв и лишь несколько ослабляет её, в то время как вариант с эстакадой над станцией Подлипки-Дачные обеспечивает её полноценное решение.
Жителями г. Королев также были предложены другие варианты организации дополнительного въезда в город:
- строительство линейного объекта в северной полосе отвода железной дороги вплоть до ст. Болшево со строительством путепровода в районе пересечения ул. Исаева и ул. Сакко и Ванцетти. Реализация такого варианта позволяет создать полноценный дублер ул. Пионерской, ул. Калининградской на стороне мкр. Юбилейного, позволив связать дорогу напрямую с местами проживания автомобилистов.
- вариант реконструкции проезда вдоль железной дороги с южной стороны, по месту уже существующей пешеходной дорожки и технических проездов.
Улучшение пропускной способности внутригородских дорог
Причины замедления движения по дорогам:
- дополнительные остановки на светофорах;
- дополнительные остановки на нерегулируемых пешеходных переходах;
- плохое состояние дорожного покрытия;
- неоптимальная схема движения.
Существуют варианты, которые могут улучшить транспортную ситуацию в короткие сроки. Среди них левосторонние и правосторонние карманы для поворотов, расширения, спрямления, круговые развороты на перекрестках, светофоры на транзит, переразметка, светофоры по требованию, надземные переходы, одностороннее движение, в том числе для маршрутных средств и т.п.
Жители г. Королева предложили большой набор возможных изменений в существующей транспортной сети, в частности:
- Оптимизация движения на протяжении улицы Пионерская – ул. Горького: ликвидация лишних поворотов, сужений и расширений, повышение эффективности перекрестков и съездов. Организация дополнительной 4 полосы на выезд по ул. Пионерской (с поворотом в область) от ул. Корсакова до Ярославского шоссе. Спрямление улицы Пионерской от пересечения с ул. Чайковского до Акуловского водоканала.
- Дополнительный въезд-выезд по промзоне севернее ул. Пионерская для потока с ул. Ленина.
- Организация зеленой волны по основным непересекающимся маршрутам города: Болшевское шоссе — ул.Тихомирова-ул.Московская (на маршруте 9 светофоров и 8 нерегулируемых пешеходных переходов); пр-т Королева -ул.Циолковского — ул.Коминтерна — ул.Ленина (на маршруте 9 светофоров и 12 нерегулируемых пешеходных переходов); Ул.Пионерская — ул.Калининградская -ул.Горького (на маршруте 9 светофоров и 8 нерегулируемых пешеходных переходов). Направление зеленой волны должно меняться — в утренние часы пик движение оптимизировано на выезд из города, в остальное время — на въезд.
- Установка кнопочных светофоров «по требованию» на всех нерегулируемых пешеходных переходах.
- Установка дополнительные светофоры на перекрестках ул.Пионерская-ул.Лермонтова и ул.Циолковского-ул.Коминтерна.
- Организация реверсивного движения по улицам: Циолковского, Пионерская (от пл.Мозжорина) — Калининградская (до Октябрьского бульвара после Акуловского канала).
- Добавить поворотную полосу с ул.Пионерской на ул.Терешковой.
- Убрать светофор на перекрестке улиц Ленина и Пионерской.
- Строительство подземного перехода через ул.Пионерская около пл.Мозжорина — на светофоре. Это позволит организовать безостановочное движение по прямой в сторону ул.Калининградской.
- Строительство эстакады над железнодорожными путями фрязинского направления на ул.Московской.
- Организация кругового движения на Т-образном перекрестке ул.Станционной и ул.Кирова (около Шапкина моста).
- Расширение дороги (добавление полосы) напротив «Альфа-Лаваля» на улице Станционная около железнодорожного переезда позволит не блокировать движущийся прямо транспорт ожидающим переезд машинами.
- Добавление поворотной полосы с ул.Комсомольская на ул. Московская и организация на этом Т-образном перекрестке кругового движения (Юбилейный).
- Организация кругового движения на перекрестке проспекта Королева и улицы Коммунальной.
- Организация одностороннего движения по параллельной проспекту Королева дороге во дворах для исключения объезда по ней пробки на проспекте Королева (нечетная сторона). Запрет движению по ней в направлении движения по пр-ту Королева.
- Оптимизация парковочного пространства: убрать парковки с самых загруженных улиц.
Расширение Болшевского шоссе-ул. Тихонравова-ул. Московской-ул. Станционной со строительством эстакады над Фрязинским переездом предусмотрено утвержденным Генеральным планом г.о. Королёв. Расширенная дорога может служить дублером ул. Пионерской для проезда в район пр-та Королёва, пр-та Космонавтов, ул. Исаева.
Среди других предложений жителей:
- Внедрение автоматизированного управления дорожным движением — ЦОДД Королёва
- Развитие «грузового каркаса» для устранения фур и большегрузного транспорта с улиц города.
- Расширение Щёлковского шоссе существенно сократит транзитный трафик через весь город от Ярославского шоссе до ул. Горького (Валентиновка). Это позволит снять напряжение на ул. Пионерской, сократив время в пробке.
- Строительство т.н. «Восточной хорды», соединяющей Ярославское шоссе и трассу М-12 через городские округа Ивантеевка, Фрязино, Щёлково позволит увести транзитный трафик из Королёва по указанной трассе напрямую в г.о. Щёлково в случае, если проезд по ней будет бесплатным.
Развитие общественного транспорта
Доступный и удобный общественный транспорт способен значительного сократить количество личных автомобилей на улицах города. Для развития общественного транспорта предлагается:
- Увеличение частоты и качества электричек на железной дороге. В настоящий момент в часы пик в тамбуре электрички на восьми квадратных метрах может размещаться до сорока человек.
- Увеличение количества автобусов и их маршрутов для проезда к различным станциям метро. В настоящее время ВДНХ — единственная станция метро, доступная жителям Королёва через автобусное сообщение.
- Организация автобусного движения по выделенным полосам Общественного транспорта до Москвы.
- Развитие вело-транспортной и СИМ инфраструктуры (велодорожки, велопарковки).
- Организация бесплатных парковок. В первую очередь — «перехватывающих» парковок рядом со станциями общественного транспорта. Необходимо рассмотреть вариант условно-бесплатной парковки, по примеру парковок у торговых центров, для исключения перенасыщения неиспользуемым транспортом (например, первые сутки бесплатно, далее — посуточная оплата).
8. Заключение
В целях решения транспортных проблем городского округа Королев Московской области, обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду и поддержания качества жизни местных жителей, соблюдения действующего законодательства Российской Федерации, руководствуясь стратегическими документами Президента Российской Федерации, Экспертный совет по заповедному делу считает необходимым проработать приведенные варианты решения указанных проблем, не затрагивающие территорию национального парка «Лосиный остров».
[1] https://korolev—mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&case_id=885643278&case_uid=47f2e910-f80f-4255-8a44-554a8f67fed4&delo_id=1540005&case_type=0&new=0&srv_num=1
[2] По информации местных жителей Исполком Московского областного Совета народных депутатов еще в 1991 году планировал присоединить к г. Калининграду (ныне г.Королев) земли Земляничного поля (под многоэтажное строительство), Бурковское и Валентиновские поля (для индивидуального жилого строительства).
[3] https://zapovedcouncil.ru/stroitelstvo-avtodorogi-cherez-naczionalnyj-park-losinyj-ostrov-pozicziya-ekspertnogo-soveta-po-zapovednomu-delu/.
[4] https://zapovedcouncil.ru/vybrat-variant-resheniya-problemy-probok-v-koroleve-ne-zadevayushhij-naczpark-losinyj-ostrov-schitaet-neobhodimym-ekspertnyj-sovet-po-zapovednomu-delu/
[5] https://disk.yandex.ru/i/CDFj-gIkSvsqVQ
[3] https://zapovedcouncil.ru/stroitelstvo-avtodorogi-cherez-naczionalnyj-park-losinyj-ostrov-pozicziya-ekspertnogo-soveta-po-zapovednomu-delu/).
[4] https://zapovedcouncil.ru/vybrat-variant-resheniya-problemy-probok-v-koroleve-ne-zadevayushhij-naczpark-losinyj-ostrov-schitaet-neobhodimym-ekspertnyj-sovet-po-zapovednomu-delu/
[5] https://disk.yandex.ru/i/CDFj-gIkSvsqVQ