Экспертный совет по заповедному делу направил рекомендации по сохранению ООПТ при транспортном строительстве в профильные ведомства и организации    | Экспертный совет по заповедному делу

Экспертный совет по заповедному делу направил рекомендации по сохранению ООПТ при транспортном строительстве в профильные ведомства и организации   

Дек 27, 2023 | Новости Экспертного совета

МОО «Экспертный совет по заповедному делу» подготовила рекомендации по итогам заседания на тему «Проблемы создания и эксплуатации объектов инфраструктуры автомобильного и железнодорожного транспорта в границах особо охраняемых природных территорий». Рекомендации были направлены главам Минприроды России, Минтранса России, Федерального дорожного агентства, ГК «Автодор», ОАО «РЖД», ОАО «Росжелдорпроект».

Заседание прошло на площадке Института географии РАН (узнать подробнее об итогах заседания).

Актуальность данных рекомендаций определена тем, что строительство автомобильных и железных дорог оказывает значительное негативное антропогенное воздействие на природные комплексы и объекты особо охраняемых природных территорий и их охранных зон.

В рекомендациях МОО «Экспертный совет по заповедному делу» обращает внимание, что действующее законодательство об ООПТ не допускает возможности строительства дорог на территориях государственных природных заповедников (кроме случаев, связанных с выполнением задач, возложенных на заповедники) и национальных парков (кроме случаев, связанных с выполнением задач, возложенных на национальные парки и с обеспечением функционирования населённых пунктов, расположенных в границах национальных парков).

Эксперты Совета считают недопустимым планирование, проектирование и строительство автомобильных и железных дорог на тех ООПТ, где строительство таких дорог противоречит требованиям федеральных законов (в т.ч. дорог, соединяющих курорты Северного Кавказа и Причерноморья, проходящих по территориям Кавказского заповедника и Сочинского нацпарка).

В рекомендациях подчеркивается необходимость сохранения участков транспортных коридоров, проложенных через соответствующие ООПТ, в составе этих ООПТ в целях недопущения их фрагментации и обеспечения оптимальных возможностей для осуществления государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ.

Исключительно важно при строительстве и реконструкции участков автомобильных и железных дорог на ООПТ и в их охранных зонах предусматривать инженерно-технические решения, позволяющие обеспечить возможность и безопасность миграционных путей и переходов для наземных позвоночных животных.  Необходимо также осуществлять комплекс мер при эксплуатации автомобильных и железных дорог в границах ООПТ и их охранных зон, направленных на минимизацию гибели объектов животного мира и профилактику ландшафтных пожаров.

В рекомендациях подчеркивается значимость научных исследований и экологического мониторинга, связанных с оценкой влияния автомобильного и железнодорожного транспорта на природные комплексы и объекты ООПТ.   

Познакомиться с полным текстом рекомендаций в адрес отдельных профильных ведомств (Минприроды России, Минтранса России, Федерального дорожного агентства) и организаций (ГК «Автодор», ОАО «РЖД», ОАО «Росжелдорпроект») можно по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1ubJbt2yaqgu1uC5jDXBheLHDLIxvhD16/view?usp=sharing