МОО «Экспертный совет по заповедному делу» направил в адрес главы Минприроды России заключение по проект Положения о национальном парке «Чаваш вармане», опубликованного для общественного обсуждения. Экспертный совет считает, что в представленной редакции проект Положения противоречит действующему законодательству.
Так, проект допускает на территории национального парка добычу подземных вод и строительство линейных объектов для обеспечения функционирования населенных пунктов, примыкающих к границам национального парка.
В то же время Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» допускает добычу подземных вод только в границах населенных пунктов, включенных в состав нацпарков, а строительство линейных сооружений – исключительно связанное с обеспечением функционирования указанных населенных пунктов. Возможности указанных видов деятельности на территории нацпарка, но в интересах населенных пунктов, расположенных за пределами этой территории, Федеральный закон не предусматривает.
Следует отметить, что в границы национального парка включены населенные пункты Баскаки, Муслинное и Кучеки – парадоксально, но на них, исходя из представленной редакции проекта Положения, указанные нормы не распространяются.
Кроме того, проектом Положения допускается не только заготовка древесины гражданами для собственных нужд, но и заготовка древесины самим ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане» при проведении выборочных и сплошных санитарных рубок, что также противоречит Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях».
Содержит проект Положения и внутренние противоречия: один из пунктов допускает нахождение на территории парка граждан с орудиями охоты и охотничьей продукцией в случаях, связанных с осуществлением любительской и спортивной охоты, другой же пункт устанавливает на той же территории запрет любительской и спортивной охоты. Одни из пунктов допускают проведение сплошных рубок лесных насаждений, связанных с осуществлением рекреационной деятельности, а другие – предусматривают на всей территории парка проведение сплошных рубок только в целях охраны и защиты лесов или связанных строительством, реконструкцией и эксплуатацией линейных объектов. Стоит иметь в виду, что наличие в тексте нормативного акта внутренних противоречий является коррупциогенным фактором.
Важно отметить и такой аспект: проект Положения предусматривает на территории национального парка проведение сплошных рубок леса, связанных со строительством объектов рекреационной инфраструктуры. При этом Лесной кодекс РФ запрещает проведение сплошных рубок на землях лесного фонда в связи с осуществлением рекреационной деятельности предусмотрено именно п.5 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ. Таким образом, проектом Положения предлагается установить для национального парка менее строгие требования, чем на землях лесного фонда, не имеющих статуса особой охраны.
Согласно проекту Положения, в рекреационной зоне и зоне хозяйственного назначения нацпарка допускаются рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, в том числе рубки обновления, переформирования, реконструкции лесных насаждений. Однако перечисленные рубки (согласно лесному законодательству) проводятся в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях, относятся к высокоинтенсивным рубкам ухода и в первую очередь используются для получения высококачественной древесины.
Следует отметить, что согласно Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях нацпарков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам, и которая противоречит задачам национального парка. Здесь важно отметить, что, согласно определению Конституционного Суда РФ, негативное воздействие на отдельные компоненты экосистемы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом, причём эта позиция применяется и к отношениям по возмещению вреда в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины.
В соответствии же с проектом Положения, на национальный парк возлагается и задача сохранение в естественном состоянии уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экосистем и биоразнообразия. Проведение высокоинтенсивных рубок не соответствует этой задаче, неизбежно нанесет ущерб природным комплексам, в связи с чем противоречит Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях».
В целом представляется, что проект Положения о национальном парке «Чаваш вармане» в представленной редакции не должен быть принят, требует доработки и повторного размещения для общественного обсуждения.
Следует также отметить, что в предыдущие годы национальный парк «Чаваш вармане» уже бывал фигурантом скандалов, связанных с незаконным природопользованием на его территории и несостоятельностью деятельностью службы охраны.