И вновь о поправках в закон «Об охране озера Байкал» | Экспертный совет по заповедному делу

И вновь о поправках в закон «Об охране озера Байкал»

Июл 7, 2025 | Новости заповедного дела

Как стало известно, сегодня 7 июля Комиссия по законодательной деятельности Правительства РФ (далее — КЗД) рассмотрела подготовленные Минприроды России поправки Правительства к проекту Федерального закона № 387575-8 «О внесении изменений в статью 25-1 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», принятому Государственной Думой в 1-м чтении 11.07.2023 (далее – проект поправок). Есть основания полагать, что в ближайшее время он будет внесен в Государственную Думу, рассмотрен профильным Комитетом по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, а затем – вынесен на 2-е и 3-е чтения.

Законопроект, которым предлагается внесение кардинальных поправок в Федеральный закон «Об охране озера Байкал», все 3 последних года вызывает серьезную озабоченность со стороны научно-экспертного сообщества, граждан, а также ЮНЕСКО.

Хотя текста поправок Правительства пока нет в открытом доступе, материалы, представленные на КЗД, позволяют сделать вывод, что они содержат именно те изменения, которые вызывали наибольшее беспокойство общественности.

Проект поправок допускает возможность проведения в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ) сплошных санитарных рубок (действующее законодательство запрещает такие рубки в ЦЭЗ БПТ, а редакция поправок, принятая в 1-м чтении, указанного запрета не отменяла).

Обоснованность отмены запрета сплошных санитарных рубок вызывает серьезные сомнения. Так, согласно действующему лесному законодательству, в лесах, где заготовка древесины запрещена, допускается уборка неликвидной древесины (УНД). Принципиальная разница между УНД и сплошными санитарными рубками погибших насаждений заключается в том, что при УНД древесина должна оставаться на лесосеке, а при проведении сплошных рубок может вывозиться и быть объектом сделок купли- продажи. Есть серьезные основания полагать, что снятие запрета на сплошные санитарные рубки в лесах, имеющих исключительное значение для сохранения экосистемы Байкала, станет стимулом к уничтожению здоровых лесных насаждений (например, путем поджога) с целью последующего признания их погибшими и коммерческого использования древесины. Неслучайно в последние годы санитарные рубки (в т.ч. в Прибайкалье) получили репутацию идеального прикрытия для криминального лесопользования  (https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=58085382; https://forestcomplex.ru/rf-protection/rubki-v-zakaznikah-kak-sanitarnye-meropriyatiya-unichtozhajut-ohranyaemye-lesa/).

Рубка леса (и искусственное лесовосстановление) в горных условиях с использованием соответствующей техники также ведёт к резкому росту эрозии почвы. Чем больше будет сплошных санитарных рубок вблизи Байкала, тем больше будет смываться глины, песка и биогенных элементов в озеро и впадающие в него водотоки, причиняя ущерб водным биоресурсам.

Последствием сплошных санитарных рубок может стать и значительное повышение пожарной опасности в лесах ЦЭЗ БПТ. Проведение таких рубок потребует увеличения количества дорог, что увеличит доступность территории, и, соответственно, вероятность возникновения пожаров из-за неосторожного обращения с огнем (ведь абсолютное большинство пожаров возникает по вине человека).

Особенностью Байкальской природной территории является резко континентальный климат со специфическими сильными ветрами, обусловленными в числе прочего самим Байкалом. В этих условиях развитие лесных пожаров и скорость их распространения во многом зависят от того, насколько конкретные участки быстро и равномерно просыхают и продуваются ветрами. Сплошные санитарные рубки ведут к образованию сначала обширных открытых пространств, затем больших площадей молодняков, которые минимально сдерживают ветер и наиболее равномерно просыхают при высоких классах пожарной опасности. Тем самым значительно увеличивается риск распространения возникающих пожаров на очень большие площади, что при прочих равных будет вести к росту масштабов лесных пожаров и причиняемого ими ущерба.

Вопрос о допустимости снятия запрета проведения сплошных рубок неоднократно обсуждался экспертным сообществом на площадках Общественной палаты РФ и Российской академии наук. Подавляющее большинство специалистов, участвовавших в этих обсуждениях, однозначно выступали против разрешение сплошных санитарных рубок на Байкале.

Последнее заседание прошло 23 июня в Президиуме Российской академии наук под председательством Президента РАН Г.Я. Красникова, с участием главы Минприроды России А.А. Козлова и ряда ведущих ученых – специалистов в области лесоведения и экологии. Протокол этого заседания до сих пор не подписан. Тем удивительнее, что Минприроды России, не дожидаясь официальной позиции РАН, поспешило внести проект поправок на рассмотрение КЗД.

Помимо разрешения сплошных санитарных рубок обеспокоенность широкой общественности и экспертного сообщества вызывают  перспективы проведения сплошных рубок и застройки объектами туристической инфраструктуры особых экономических зон (их площадь в ЦЭЗ БПТ превышает 4000 га), а также  возможность фактически неограниченного строительства дорог в ЦЭЗ БПТ. Эксперты отмечают, что строительство линейных объектов, особенно дорог, всегда приводит к фрагментации природных комплексов, и, как следствие, их деградации.

И еще один аспект: Байкал является объектом всемирного природного наследия.  7 июля открывается 47-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. В опубликованном проекте решения Комитета (https://whc.unesco.org/document/221412), в частности, сказано, что Комитет вновь выражает свою обеспокоенность по поводу ослабления правовой защиты Байкала в то время, когда его экологическое состояние продолжает ухудшаться, и настоятельно призывает государство-участника обеспечить и стабилизировать правовой статус объекта для защиты его выдающейся универсальной ценности, оценить воздействие предлагаемых законодательных изменений,  представить  соответствующую информацию в Центр всемирного наследия, а также избегать любых законодательных изменений, которые могут привести к неблагоприятным последствиям.

Следует иметь в виду, что высшее руководство нашей страны рассматривает ЮНЕСКО как важную площадку для международного сотрудничества. Так, в Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия (май, 2024 г.) отмечено, что Стороны считают необходимым и далее укреплять потенциал ЮНЕСКО в качестве универсального межправительственного гуманитарного форума, способствовать сохранению взаимоуважительного и профессионального диалога на этой площадке, нацеленного на результативный поиск согласия государств-членов и продвижение объединительной повестки дня (http://www.kremlin.ru/supplement/6132).

Хочется верить, что депутаты Государственной Думы учтут обоснованные опасения экологов и примут закон в редакции, позволяющей решать накопившиеся социально-экономические проблемы региона, сохраняя при этом должный уровень правовой защиты уникальной экосистемы Байкала.

Источник фото