Приказом Минприроды России от 21.03.2025 № 123 утверждено Положение о Тебердинском национальном парке. Этим же приказом отменено действующее Положение о Тебердинском нацпарке, утвержденное в 2023 году.
По мнению МОО «Экспертный совет по заповедному делу» новое Положение о национальном парке противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (что дает основания для его отмены), а именно:
1. Согласно подпункту 8 пункта 11 Положения, на территории нацпарка запрещается заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд, а также заготовки древесины при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий, проводимых ФГБУ «Тебердинский национальный парк»). То есть – Положение допускает заготовку древесины в ходе санитарно-оздоровительных мероприятий (выборочных и сплошных санитарных рубок). Однако Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 15, п.2, подпункт «е») запрещает на территориях нацпарков заготовку древесины (кроме её заготовки гражданами для собственных нужд).
Таким образом, подпункт 8 пункта 11 Положения противоречит Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях».
2. Подпункт 5 пункта 14 Положения допускает в заповедной зоне проведение сплошных санитарных рубок (относятся к санитарно-оздоровительным мероприятиям).
В то же время, согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» заповедная зона предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии, в ее границах запрещается осуществление любой экономической деятельности.
Согласно Правилам осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов (утверждены приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 912) санитарно-оздоровительные мероприятия (далее – СОМ) проводятся с целью улучшения санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, борьбы с вредителями и болезнями леса, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций.
При проведении сплошных рубок, в том числе санитарных, нарушается естественное состояние природной среды. Это подтверждается правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2011 г. (утвержден Президиумом Верховного суда 14.03.2012 г., определение 24-Г11-4), согласно которой рубка зеленых насаждений невозможна без причинения ущерба особо охраняемой природной территории (ООПТ).
Аналогичной позиции придерживается и Конституционный суд РФ. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 13.05.2019 № 1197-О, «Лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.
Данные правовые позиции, сохраняющие свою юридическую силу, имеют общий характер и подлежат применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины».
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» возможность проведения сплошных санитарных рубок в заповедных зонах нацпарков не предусматривается.
Согласно Лесному кодексу РФ (ч. 1 ст. 29) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Соответственно, сплошные санитарные рубки относятся к экономической деятельности, которая запрещена в заповедной зоне нацпарка в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».
Согласно части 3 статьи 112 Лесного кодекса РФ, в лесах, расположенных на территориях нацпарков, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах нацпарков в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Как указано выше, Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» не предусмотрено проведение сплошных санитарных рубок в заповедной зоне нацпарков. Следовательно, предусмотренная подпунктом 5 пункта 14 Положения о Тебердинском национальном парке возможность проведения сплошных санитарных рубок в заповедной зоне противоречит Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» и Лесному кодексу РФ.
3. Подпунктом 2 пункта 28 и подпунктом 2 пункта 32 Положения, в рекреационной зоне и зоне хозяйственного назначения предельная высота зданий и сооружений составляет не более 9 надземных этажей и не выше 40 метров.
В то же время, согласно Перечню объектов капитального строительства, строительство, реконструкция… которых допускаются при осуществлении рекреационной деятельности (утвержден распоряжением Правительства РФ от 26.08.2023 № 2294-р, изданному на основании статьи 17.1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», в нацпарках допускается строительство зданий гостиниц, отелей, домов отдыха, … объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации количеством надземных этажей не более 3 и высотой не более 15 метров.
Таким образом, подпункт 2 пункта 28 и подпункт 2 пункта 32 Положения о Тебердинском национальном парке противоречат распоряжению Правительства РФ от 26.08.2023 № 2294-р и статье 17.1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».
4. Согласно приложениям 1 и 2 к Положению о Тебердинском национальном парке, изменены границы заповедной зоны: из её состава в зону хозяйственного назначения переведены участки вдоль Военно-Сухумской дороги (части кварталов 130, 137, 138, 139, 140, 141, 142 Джамагатского участкового лесничества, 10, 11, 12, 28, 29, 30 Гоначхирского участкового лесничества).
В то же время, согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» (п. 1.1 статьи 15) изменение площади, местоположения и границ заповедной зоны не допускается (за исключением расширения таких зон).
Следовательно, приложения 1 и 2 к Положению, в части измененных границ заповедной зоны противоречат Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях».
4. Согласно подпункту 3 пункта 28 и подпункту 3 пункта 32 Положения, максимальный процент застройки земельных участков в рекреационной зоне и зоне хозяйственного назначения – 60% площади земельного участка.
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 15, пункт 2), на территориях нацпарков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира и которая противоречит задачам нацпарка.
Предусмотренная Положением застройка 60 % площади земельных участков в рекреационной зоне и зоне хозяйственного назначения нанесет ущерб природным комплексам и объектам. Подпунктом «а» статьи 13 упомянутого Федерального закона на нацпарки возложена задача по сохранению природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов. Застройка 60 % площади земельных участков в вышеуказанных зонах не соответствует этой задаче.
Также необходимо учесть, что согласно части 2 статьи 41 Лесного кодекса РФ, на части площади, не превышающей 20% предоставленного для осуществления рекреационной деятельности лесного участка, общей площадью не превышающей одного гектара и не занятой лесными насаждениями, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства для оказания услуг в сфере туризма, развития физической культуры и спорта. То есть – предусмотренные Положением о Тебердинском нацпарке параметры разрешенного строительства менее строгие, чем для лесов, не имеющих охранного статуса.
Нельзя не отметить, что в ходе общественного обсуждения проекта Положения о Тебердинском национальном парке Экспертный совет по заповедному делу обращал внимание на перечисленные изъяны, однако эти замечания были проигнорированы.
Надеемся, что своё слово здесь скажет Генеральная прокуратура России.
