В Общественной палате РФ прошли «нулевые» чтения законопроекта, несущего угрозу системе особо охраняемых природных территорий | Экспертный совет по заповедному делу

В Общественной палате РФ прошли «нулевые» чтения законопроекта, несущего угрозу системе особо охраняемых природных территорий

Июл 21, 2025 | Новости заповедного дела

В Общественной палате РФ прошли «нулевые» чтения проекта федерального закона № 962708-8 «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», внесенного Государственным Советом Чувашской Республики. Законопроект устанавливает возможность упразднения, преобразования и изменения границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ) всех уровней и категорий.

Заседание провела Комиссия по экологии и устойчивому развитию Общественной палаты РФ с участием МОО «Экспертный совет по заповедному делу».

В своем вступительном слове Елена Шаройкина, глава Комиссии по экологии и устойчивому развитию Общественной палаты РФ отметила, что поражает та завидная регулярность, с которой региональные депутаты выносят законодательные инициативы по урезанию и упразднению ООПТ. Она указала на то, еще не было прецедента, когда после серьезной экспертной работы, в том числе в формате «нулевых чтений», подобные поправки так и не остались просто предложениями.

Артур Чертов, заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды России отметил, что пока законопроект официально не поступал в Минприроды. Однако он высказал отрицательную позицию по поводу обсуждаемой инициативы. Чертов отметил, что, в частности, в законопроекте нет критериев возможности изменения границ и упразднения федеральных ООПТ, нет четких компенсационных мероприятий, которые в таких случаях следовало бы предусмотреть в законодательстве, нет норм, обязывающих при принятии данных решений проводить соответствующие экспертизы.

Всеволод Степаницкий, сопредседатель МОО «Экспертный совет по заповедному делу», заслуженный эколог Российской Федерации назвал появление обсуждаемого законопроекта «новым наступлением на старые грабли». Он напомнил, что за последние 5 лет это уже 6-й по счёту аналогичный законопроект, причем предыдущие были сняты на ранней стадии в связи с мощным общественным противостоянием и консолидированным мнением экспертного сообщества. Эксперт высказал убедительные аргументы и исторические примеры для демонстрации негативных последствий принятия законопроекта и его несостоятельности в целом. Так, в качестве одного из оснований для упразднения региональных ООПТ (основания для упразднения федеральных ООПТ в законопроекте вообще отсутствуют) приведена утрата природоохранной ценности.  Эксперт привёл наглядные примеры восстановления утратившего ценность памятника природы (вместо его упразднения), неоправданной ликвидации заповедника после лесного пожара, умышленного нанесения ущерба ООПТ, создающего перспективы снятия охранного статуса. Степаницкий подчеркнул необходимость различать декларируемое заинтересованными лицами отсутствие альтернативы при выборе места реализации хозяйственных проектов, несущих угрозу природному наследию и реальную невозможность соответствующей деятельности на иной территории.

Михаил Крейндлин, координатор программы по ООПТ проекта «Земля касается каждого», член Бюро МОО «Экспертный совет по заповедному делу» аргументированно разъяснил, почему законопроект в представленной редакции противоречит действующему законодательству, приведет к разрушению особо охраняемых природных комплексов, а также к нарушению международных обязательств России. Эксперт обратил внимание, что законопроект также содержит коррупциогенные факторы. В частности, в нём отсутствуют процедуры и критерии принятия решения о невозможности использования ООПТ по целевому назначению, что создает большие возможности для злоупотреблений.  Законопроектом не определено, кто, в каком порядке и по каким основаниям принимает решение о том, что земельные участки или водные объекты необходимы для реализации национальных целей и стратегических задач (что под ними подразумевается – также не установлено). Есть основания полагать, что под видом их реализации могут на практике реализовываться любые коммерческие проекты, если в них заинтересованы органы власти  регионов. Крейндлин привел ряд примеров незаконного изъятия земель и ослабления режима ООПТ в интересах хозяйственной деятельности, которые в случае принятия данного законопроекта могут приобрести массовый характер. Эксперт также отметил, что обсуждаемый законопроект противоречит позиции Правительства России по аналогичному законопроекту № 693961-8, где сказано, что «создание ООПТ и ограничение в обороте занятых ими земель обеспечивает защиту общественных интересов граждан РФ в сохранении природного наследия и биологического многообразия страны». А также, что в результате принятия законопроекта «может существенно снизиться совокупность эффективных мер охраны ООПТ и не исключена вероятность утраты природоохранного значения таких территорий».

Николай Соболев, старший научный сотрудник Института географии РАН, член МОО «Экспертный совет по заповедному делу» озвучил позицию Постоянной Природоохранительной комиссии Русского географического общества (членом которой он также является), подписанную председателем Комиссии, вице-президентом РГО, академиком Александром Чибилевым, в которой изложены аргументы против принятия данного законопроекта и рекомендация его отклонить. В частности, отмечено, что законопроектом предлагается сделать упразднение, преобразование ООПТ и изменение их границ такой же рутинной процедурой, как и создание ООПТ.

Алексей Грибков, эксперт регионального отделения Общероссийского народного фронта в Алтайском крае, член Бюро МОО «Экспертный совет по заповедному делу» отметил, что среди основных причин возникновения подобных законопроектов – желание освоить природные ресурсы. Под это подводятся всевозможные «обоснования» (типа утраты природоохранной ценности), продвигаются частные бизнес-интересы под предлогом якобы государственных задач, что является подменой понятий – Грибков напомнил, что охрана природы является общегосударственной задачей. Эксперт подчеркнул, что удорожание проекта в ряде случаев для сохранения природной ценности территорий (например, дорога в обход или в виде тоннеля для сохранения национального парка) – это не ущерб экономике, а вклад в природоохранные мероприятия и инвестиции в устойчивое развитие.

Все присутствующие эксперты в своих выступлениях поддержали мнение о недопустимости принятия обсуждаемого законопроекта. По итогам «нулевых» чтений будет подготовлено заключение общественной экспертизы Общественной палаты РФ.

ПОСМОТРЕТЬ ТРАНСЛЯЦИЮ ЗАСЕДАНИЯ