В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП) внесены изменения, значимые в том числе и для контрольно-надзорной деятельности на ООПТ, а именно:
I. Изменения, внесенные Федеральным законом от 07.04.2025 № 59-ФЗ (вступили в силу с 1 июля): https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_502580/.
Здесь обращаем внимание на новые статьи КоАП – 24.9 и 25.15, касающиеся порядка извещения о процессуальных действиях участников производства по делу об административных правонарушениях, а также изготовления, вручения и направления любых процессуальных документов.
Начнём с конца – со статьи 25.15. Согласно части 1 этой статьи:
участники производства по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются к судье, в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телеграммой, телефонограммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и вручение извещения адресату, в том числе путем отправки СМС-сообщения или направления извещения по электронной почте (при согласии лица на получение извещений по указанным им номеру мобильного телефона или адресу электронной почты).
То есть, теперь КоАП прямо разрешает извещать участников производства по делу или вызывать их для составления протокола или рассмотрения дела СМС-сообщениями либо по электронной почте (если они с этим согласны).
Согласие участника производства по делу об административном правонарушении на извещение путем отправки СМС-сообщения или по электронной почте может быть выражено в отдельном заявлении, в котором наряду с данными о лице и его согласием на уведомление такими способами указывается его номер мобильного телефона или адрес электронной почты, а также в протоколе об административном правонарушении, ином предусмотренном КоАП протоколе, ходатайстве, жалобе, протестепосредством указания номера мобильного телефона или адреса электронной почты участника производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, если в протоколе об административном правонарушении (или другом процессуальном документе) указан со слов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (в дальнейшем, для простоты назовём его «нарушитель») телефон или адрес электронной почты, и нарушитель подписался под согласием получать документы по СМС или электронной почте, процессуальные документы можно посылать ему по указанному телефону или адресу электронной почты, что сильно сократит время документооборота.
При этом, согласно части 6 статьи 25.15, извещения, изготовленные в электронном виде (в том числе в форме электронного документа), могут быть направлены участнику производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 24.9 КоАП. Данный участник считается получившим такое извещение в случаях, указанных в части 6 статьи 24.9 КоАП (в т.ч. в соответствии с пунктом 12 – «процессуальный документ доставлен посредством электронных средств связи при наличии заявления лица о направлении ему извещений посредством электронных средств связи»).
Теперь о том, что говорится в статье 24.9 «Изготовление, вручение и направление процессуальных документов».
Согласно части 1 статьи 24.9 предусмотренные КоАП постановления, решения, определения, протоколы и другие процессуальные документы изготавливаются на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, при наличии технической возможности в суде, у органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
При изготовлении процессуального документа в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, дополнительно изготавливается экземпляр такого документа на бумажном носителе в порядке и случаях, которые установлены настоящим КоАП, актами Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Согласно части 3 статьи 24.9 изготовленные в электронном виде, в т.ч. в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, процессуальные документы при наличии технической возможности у органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, направляются участникам производства по данному делу, в том числе (пункт 3) способами, указанными в части 1 статьи 25.15 настоящего Кодекса, при наличии выраженного в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25.15 настоящего Кодекса, согласия лица на направление ему извещений такими способами.
Этот пункт (п.3) как раз касается направления извещений или документов через СМС или по электронной почте в случаях, когда нарушитель выразил согласие на получение документов таким способом (например, через указание этого под роспись в протоколе об административном правонарушении).
Также обращаем внимание, что это не обязательно электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью – это может быть и электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе.
Согласно п.12 части 6 статьи 24.9 лицо считается получившим процессуальный документ (его копию) в случае, если этот документ доставлен посредством электронных средств связи при наличии заявления лица о направлении ему извещений посредством электронных средств связи.
При этом, согласно пункту 5 части 7 статьи 24.9, процессуальный документ (его копия) считается полученным в случаях, предусмотренных пунктами 8, 12 и 13 части 6 настоящей статьи, – со дня, следующего за днем доставки процессуального документа. То есть, на следующий день после направления извещения или документа по СМС или электронной почте, нарушитель считается получившим этот документ.
Согласно части 10 статьи 24.9, в случае изготовления процессуального документа, который должен быть подписан участником производства по делу об административном правонарушении, в электронном виде (в т.ч. в форме электронного документа), указанный участник не позднее следующего рабочего дня после дня получения такого процессуального документа направляет в порядке, предусмотренном статьей 24.8 КоАП, в орган, должностному лицу, которые направили процессуальный документ, уведомление о получении документа (со ссылкой на его реквизиты), содержащее информацию о согласии или несогласии с его содержанием. Если участник производства по делу об административном правонарушении получил процессуальный документ и не направил в установленный срок соответствующее уведомление, данный участник считается отказавшимся от подписания процессуального документа. Такой отказ фиксируется органом, должностном лицом, направившими процессуальный документ.
То есть, если на следующий рабочий день после дня получения документа в электронном виде, нарушитель не сообщил (тем же способом, что и получил документ) о том, что он его получил и согласен (или не согласен) с его содержанием, то он считается отказавшимся от подписания, о чем делается соответствующая запись в документе.
Помимо этого, статья 24.9 касается и извещения нарушителей традиционным способом (на бумаге). Согласно части 6 статьи 24.9, лицо считается получившим процессуальный документ (его копию) в случае, если:
1) процессуальный документ (его копия) вручен лично под расписку или направлен по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и организацией почтовой связи в установленном порядке зафиксировано его вручение адресату;
2) адресат отказался от получения процессуального документа (его копии) и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
3) при наличии почтового извещения адресат не явился за получением процессуального документа (его копии), направленного ему в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила судью, орган, должностное лицо, которые направили такой документ;
4) процессуальный документ (его копия) не вручен в связи с отсутствием адресата по указанному им адресу, о чем организация почтовой связи уведомила судью, орган, должностное лицо, которые направили такой документ.
Эти нормы ранее содержались в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», а теперь перенесены в сам КоАП.
Таким образом, если человек не проживают по указанному им адресу, отказался получать извещение или получил почтовое извещение, но не явился за получением документа в отделение почтовой связи, он считается извещенным или получившим направленный ему процессуальный документ (например, когда после административного расследования нарушителю направляется извещение о явке для составления протокола, а он не получает его и не является).
Согласно части 7 статьи 24.9, процессуальный документ (его копия) считается полученным, в частности:
в случае, предусмотренном пунктом 2 части 6 настоящей статьи, – со дня поступления судье, в орган, должностному лицу уведомления организации почтовой связи либо со дня фиксации судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, отказа от получения процессуального документа;
в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 6 настоящей статьи, – со дня поступления судье, в орган, должностному лицу уведомления организации почтовой связи.
То есть, если нарушитель не получил процессуальный документ по указанным выше основаниям, тот считается полученным с того дня, когда должностному лицу, направившему документ, поступило из организации почтовой связи уведомление, что он не получен.


II. Изменения, внесенные Федеральным законом от 07.07.2025 № 203-ФЗ (вступают в силу с 6 сентября).
В частности, внесены изменения в статью 8.39 КоАП: теперь она будет выглядеть следующим образом:
«Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, а равно нарушение правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма, на особо охраняемых природных территориях —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Выделенный текст означает, что теперь в рамках государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ есть возможность привлекать к ответственности за несоблюдение норм, прописанных в пункте 2 статьи 33 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» – то есть несоблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, предоставляющими услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников на ООПТ, требований в части наличия соответствующей аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников при сопровождении ими туристов (экскурсантов), сопровождения туристов (экскурсантов) инструктором-проводником при посещении (прохождении) туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, в соответствии с частью первой статьи 19.3 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
