По сообщению телеграм-канала «Зеленый змий», Минприроды России подготовило проект распоряжения Правительства РФ, дополняющий перечень объектов капитального строительства, а также некапитальных строений и сооружений, возведение которых допускаются при осуществлении рекреационной деятельности в национальных парках, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2023 г. № 2294-р. Об изъянах действующего перечня МОО «Экспертный совет по заповедному делу» уже сообщала.
Однако новый проект делает этот перечень куда более оригинальным, поскольку там предлагается следующее:
- Минприроды России решили «поправить» действующий перечень в части имеющихся ограничений этажности и высотности зданий гостиниц, отелей и иных объектов гостевой инфраструктуры, допустимых к строительству в национальных парках. И если на сегодняшний день для таких объектов строительства действуют установленные Правительством РФ лимиты – количество надземных этажей не более 3 и высота зданий не более 15 метров – то теперь Минприроды предлагает Правительству решить вопрос радикально: эти ограничения по этажности и высотности отменить. От слова «совсем» и исключительно в интересах
территориальной охраны природыпотенциальных застройщиков.
Мотив, в общем, понятен. Строить в нацпарках многоэтажные пятизведочные отели, наверное, выгоднее, чем трёхэтажные. А тут ещё нужно поддержать планы по «удвоению» курорта «Роза Хутор».
К слову сказать, Минприроды России и раньше демонстрировало ярко выраженное желание в этом вопросе действовать в угоду гостиничного бизнеса. Так, согласно проекту положения о Сочинском национальном парке, опубликованном Минприроды для общественного обсуждения, в зоне хозяйственного назначения предполагалось возводить здания высотой до 40 м. Однако этот проект получил резко отрицательные отзывы и широкой природоохранной общественности, и профессионального экспертного сообщества, а также Генпрокуратуры России, после чего Минприроды сообщило, что будет проект дорабатывать.
А вот Положение о Тебердинском национальном парке, допускающее возможность строительства гостиничных корпусов высотой до 30 м, Минприроды России в 2023 году смогло утвердить и даже зарегистрировать в Минюсте России. Примечательно, что оно вступило в силу 29 августа 2023 года, ровно за 2 дня, до вступления в силу Перечня, установившего ограничения в 15 м.
Впрочем, проблема здесь вовсе не в формальных правовых нормах. Многоэтажная застройка означает увеличение количества проживающих на территории нацпарков визитёров, то есть рост антропогенной нагрузки. Но помимо этого – это ещё и гарантированный путь к уродованию облика первозданных ландшафтов, сохранение которых и призваны обеспечивать национальные парки.
Более того, в ряде случаев строительство многоэтажек может нести реальную угрозу и объектам животного мира национального парка. Например, это крайне актуально для нацпарка «Куршская коса», где проходит знаменитая трасса Беломоро-Балтийского пролетного пути, по которой весной и осенью проходят миллионы мигрирующих птиц. Для них многоэтажные здания из стекла и бетона явятся причиной массовой гибели. Кстати, прямо сейчас, совсем рядом с этим национальным парком планируется строительство искусственного земельного участка в Куршском заливе, где планируется строительство отеля высотой до 21 м. По мнению ведущих российских орнитологов, строительство высотных зданий с большим количеством стеклянных поверхностей и яркой подсветкой на древнем миграционном пути неизбежно приведет к гибели значительного числа птиц на Куршской косе.
Есть и еще один аспект этой проблемы.
В соответствии со статьей 21 Лесного кодекса РФ возведение объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в частности, при использовании лесов в целях осуществления рекреационной деятельности. А согласно пункту 12 этой статьи, предельные параметры разрешенного строительства (за исключением линейных объектов), утверждает Правительство России. Эти параметры утверждены распоряжением Правительства РФ от 30.04.2022 г. № 1083-р. И в нем для всех лесов, предоставленных в аренду для рекреационной деятельности, утверждены параметры: количество надземных этажей – не более 3, высота – не более 15 метров. То есть в случае принятия предложенных Минприроды России поправок сложится парадоксальная ситуация – в лесах, не имеющих никакого охранного статуса, ограничения на высотное строительство действуют. А в национальных парках – таких ограничений нет, стройте хоть отели-небоскрёбы! Ай да Минприроды!
2. Но в инициированных Минприроды России новационных поправках в вышеупомянутый Перечень есть и еще один замечательный пункт. Им предлагается дополнить перечень разрешенных к строительству объектов горнолыжными трассами, не являющимися объектами спорта.
Честно говоря, этот пункт вводит в ступор даже привыкших ко всему членов МОО «Экспертный совет по заповедному делу». Потому как, чем могут быть горнолыжные трассы, если не объектами спорта, довольно сложно представить.
Да и нормативные правовые акты говорят ровно об этом. Вот, например, пункт 14 приказа Минспорта России от 31.10.2022 № 881 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «горнолыжный спорт» (зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2022, № 71351) гласит, что требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки предусматривают наличие горнолыжной трассы.
Или вот, согласно приказу Минстроя России от 24.12.2020 № 854/пр (в ред. от 14.10.2022) «Об утверждении Методики определения стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели» (зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2021, № 62609) к строительству объектов спорта относится сооружение открытого горнолыжного комплекса (неотъемлемой частью которого являются горнолыжные трассы).
А вот приказ Минспорта России от 19.08.2021 № 649 «О рекомендованных нормативах и нормах обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры» однозначно относит горнолыжные трассы к категории «другие спортивные сооружения.
Впрочем, авторов этой антиприродоохранной новации можно понять (но не простить). Ведь Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (подпункт «к» пункта 2 статьи 15) прямо запрещает в национальных парках строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства (кроме уже существующих или начатых строительством до 1 сентября 2018 года, когда эта норма вступила в силу).
А значит – все планы строительства новых горнолыжных трасс (без которых «планы удвоения Розы Хутора» реализовать также невозможно) прямо противоречат закону. И поскольку изменить этот закон пока не получается, то приходится выкручиваться вот таким остроумным способом.
И здесь – проблема, опять же не в формальном запрете, а в том, что строительство горнолыжных комплексов резко отрицательно влияет на состояние горных экосистем и причиняет огромный ущерб природным комплексам национальных парков, причём на много больших площадях, чем занимают сами горнолыжные трассы.
Вот что ещё в 2015 году писали ученые Сочинского нацпарка:
«Интенсивные научные исследования хребта продолжаются в наши дни, поскольку хр. Аибга является научным стационаром Сочинского национального парка. … Результаты мониторинга, согласно рекомендациям ЮНЕП, размещались на официальном сайте Росгидромета и убедительно свидетельствовали о негативных тенденциях развития природных комплексов и их компонентов в зоне рекреационного воздействия ООО «Роза Хутор» и НАО «Красная Поляна» (включая С1К «Горная Карусель» и «Альпика-Сервис»), В сложившейся вокруг туристско-рекреационных объектов экологической ситуации естественные природные ландшафты хр. Аибга являются последним надежным убежищем для уникальных, ключевых, эндемичных, реликтовых видов растений и животных, около двух сотен которых занесено в Красные книги России и Краснодарского края, кроме того, значительная часть видов в Российской Федерации встречается исключительно на сохранившейся части хр. Аибга! Можно с уверенностью утверждать, что в Российской Федерации нет другого уголка, равного по числу редких видов, узколокальных эндемиков и представительству биоразнообразия на столь ограниченной территории. В этой связи вызывает серьезную озабоченность планы … дальнейшей экспансии хозяйственного освоения сохранившегося нетронутым сегмента хребта Аибга, в настоящее время входящего, главным образом, в заповедную и особо охраняемую функциональные зоны Сочинского национального парка, а также в состав Кавказского государственного природного биосферного заповедника».
Во многих научных статьях говорится о масштабном ущербе от строительства олимпийских объектов при подготовке к Зимней олимпиаде 2014 года. В этой связи введенный в 2018 году законодательный запрет призван обеспечить сохранение еще не освоенных горнолыжными курортами уникальных ландшафтов наших национальных парков.
Хочется надеяться, что вице-премьер Виктория Абрамченко прислушается к позиции Минфина России, который, по информации телеграм-каналов, выступил (в отличие от «экологического» министерства) против этих поправок. И 40-метровые отели, и новые горнолыжные трассы (якобы не являющиеся объектами спорта) в национальных парках России не появятся.